воскресенье, 21 августа 2016
Хотелось бы обсудить один тип отрицательных книжных, киношных, мюзикловых и т. п. персонажей. Тех, кого фанаты называют Воплощениями Жестокого Закона, Пасующего Перед Христианской Любовью (TM), а хейтеры - Законопослушными Дураками (TM). Уточнение: персонажей книг, фильмов, мюзиклов и т. п., основной пафос которых - против социальной несправедливости и/или культуры насилия. По-моему, во многих таких произведениях есть такой персонаж.
Обычно и авторы, и исследователи, и фанаты утверждают, что такие персонажи преподнесены как отрицательные потому, что Немилосердны (TM), считают идеи выше людей, абстракции, концепции и теории - выше чувств, интересов и потребностей живых существ. А по-моему, утверждающие лукавят. Во-первых, в книгах, фильмах, мюзиклах и т. п. полным-полно персонажей, ничуть не менее Немилосердных (TM), но преподнесенных как явно положительные. Во-вторых, иногда Немилосердные (TM) персонажи, преподнесенные как положительные, имеются в произведениях того же самого автора. В-третьих, иногда - что вообще удивительно - Немилосердные (TM), но положительные персонажи имеются в том же самом произведении. То есть дело не в Немилосердности (TM). Тогда в чем?
читать дальшеЕсли сравнить Немилосердных (TM) отрицательных персонажей с Немилосердными (TM) положительными, нетрудно заметить, что разница между ними в следующем. Немилосердность (TM) отрицательного персонажа объясняется личной проблемой. Например, нравственной нечистоплотностью родителей и вытекающей из нее невозможностью уважать их. Что касается Немилосердности (TM) положительного персонажа, она абсолютно не связана с его личными проблемами и объясняется исключительно уверенностью в истинности идеи, бескорыстной преданностью абстракции, концепции и/или теории. То есть, несмотря на распространенное мнение, отрицательные персонажи преподнесены как отрицательные не потому, что "чересчур" идейные, а наоборот - потому, что "недостаточно".
Здесь надо понимать вот что. В патриархате и кириархате очень не поощряются убеждения, объясняющиеся личными проблемами. Такие убеждения считаются липовыми, фальшивыми. На личные проблемы ссылаются, чтобы обесценить. Например: "Твой феминизм оттого, что у тебя мужика нормального не было, и оттого, что ты травмирована харрасментом". Что крайне абсурдно. Все равно что: "Твой экологический активизм оттого, что ваш город замусорен". Э-э-э, ну да, от этого. Что совершенно логично. Тут я к тому, что и упарываться Справедливостью и Законом (TM) по причине, например, нравственной нечистоплотности родителей совершенно логично.
Более того. В реальности только убеждения, объясняющиеся личными проблемами, способствуют каким-то изменениям. Те, чьи убеждения объясняются исключительно уверенностью в истинности и бескорыстной преданностью, ничего не меняют. Только принцип the personal is the political (стирание искусственных границ между "личным" и "идейным") способствует сдвигам и улучшениям. Борьба с разными нехорошими вещами (в том числе с социальной несправедливостью и культурой насилия) - скучная и грязная штука. Чтобы она была успешной, нужно опираться не на абстракции, концепции и теории, а конкретно на свои живые чувства, интересы и потребности. К слову: у Немилосердных (TM) положительных персонажей ничего не получается. Их хватает лишь на то, чтобы красиво вспыхнуть как звездочка и героически угаснуть в расцвете лет.
Еще фанаты нередко утверждают, что авторы боятся сабжевых персонажей, потому и пытаются преподнести их как явно отрицательных, иногда вопреки логике произведения. ВНЕЗАПНО соглашусь. Добавлю, что исследователи тоже боятся, потому и велят школьникам и студентам в учебных работах писать, что сабжевые персонажи плохие, для чего иногда притягивать за уши, даже перевирать источник.
Бояться есть чего. В сабжевых персонажах по вышеназванным причинам есть потенциал для того, чтобы пафос против социальной несправедливости и/или культуры насилия вышел за рамки разговоров в пользу бедных. В мировоззрении сабжевых персонажей, если бы оно было направлено в соответствующее русло, был бы потенциал для того, чтобы ситуация угнетенных, дискриминируемых и стигматизированных и впрямь улучшилась. Что, конечно, страшно: привилегированные (а авторы и исследователи ведь во многом привилегированны) потеряли бы привилегии. Гораздо спокойнее преподнести сабжевых персонажей как главных виновников угнетения, дискриминации и стигматизации, чтобы поохать-поахать над отдельными прецедентами, а в целом ничего не изменить. Чтобы привилегированные по-прежнему были при своих привилегиях, а угнетенные спасибо, что не померли.
Персонажи, чья Немилосердность (TM) объясняется исключительно уверенностью в истинности и бескорыстной преданностью, по вышеназванным причинам текущему порядку всерьез не угрожают. Таких персонажей не страшно преподносить как положительных.
В то же время авторы искренне сострадают угнетенным, искренне желают улучшения их ситуации, потому и, во-первых, вообще придумывают сабжевых персонажей, а во-вторых, отчасти симпатизируют им, преподносят их как обладателей привлекательных черт характера. Допускаю, что фанатение от сабжевых персонажей объясняется принадлежностью фанатов к угнетенным группам плюс вышеназванными причинами. Впрочем, не уверена: сама далеко не фанатка - сабжевых персонажей почему-то скорее недолюбливаю.
@темы:
Кинематограф,
Фандом,
Литература,
Разное
я не понимаю про мотивацию. у многих персонажей мотивация как раз - личные причины, типа, ну... Бэтмен.
И Капитан Америка, который лапуська, он всех убивает, но лапуська7
Ноуп, в комиксах нет этой подачи. Во-первых он убивает не всех и не всегда. Во-вторых он не плохой, даже когда остальные говорят, что он плох - таковой подачи персонажа нет.
Капитан Америка, который лапуська, он всех убивает, но лапуська7
Опять же, ноуп, во-первых у Кэпа личная причина - родители. В частности алкоголик-отце и на диво упоротая мать. И, кстати, Кэп по возможности не убивает. Героям Марвела это немного нельзя. Антигероям вроде Дедпула или Карателя - можно.
В комиксах у ВСЕХ персонажей личные причины. В той или иной мере.
воу воу а я ничего об этом не знаю...
да ладно, я как ни смотрю фильмы Марвел или открываю комиксы, они там все людей убивают и не морщатся. Вот в ДС и правда не убивают. Поэтому я и люблю ДС.
Анонимная амазонка, увы, ничего из этого не знаю от слова совсем.
Я думаю, то, что положено извлечь, нельзя пересказать. Если бы было можно, художественное произведение не было бы художественным. Многое зависит не только от того, что изображено, но и от того, как, не от самой истории, а от расставленных акцентов. Они бывают расставлены так, что правильным пониманием будет "ну вот, не зря старался, его имя останется в анналах", а бывают и так, что "ну вот и нафиг было стараться, жил бы себе и не высовывался".
Томас, в свою очередь, абсолютно не в курсе, что за Каратель и Капитан Америка.
На счёт его матери - она хотя и плохой родитель - потрясающая сама по себе. Очень сильная женщина, фактически создала несгибаемого Капитана-Идеалиста.
а так больше по ДС. О, еще дедпула. Остальное - только кусками и одиночными выпусками
Я читаю ДС, Марвел преимущественно смотрю. И от этого у меня сложилось ощущение, что в Марвел все убивают, а в ДС нет.
А дайте почитать про ориджин кепа, очень интересно.
Стив на моей памяти несколько раз всё же убивал. В итоге конечно это ни к чему не вело, но сам факт. Правда обычно у него просто нет выбора.
Ко мне ДС не прижилось. Я как-то давно и прочно люблю Капитана. Наверное за нереалистичную веру в наличие выхода. И за то, что выход всегда находится.
Я поищу в сообществе Кэпа и пришлю вам.
Вот тут ссылки есть captainrogers.diary.ru/p208413168.htm
Те что на архивы это торренты, но пропущенные через хамелион, чтобы обойти блокировку.
я хотела конкретные выпуски с ориджином и историей о маме, ладно, поищу на комиксгике что-нибудь но все равно спасибо
Личная мотивация не всегда является смягчающим обстоятельством. Если привести в пример ту же супергероику, то там не только у героев травмы и женщины в холодильниках, но и у злодеев. Просто герои, в отличии от злодеев, сделали выбор в сторону добра.
И насколько мне несимпатичен Дредд в новом фильме, настолько мне симпатична его напарница, которая как раз имеет свой личный интерес: ее детство прошло среди таких же простых людей, и она теперь хочет помогать им.
Не, я как раз про персонажей, которые служат идее Закона, не видят за ним людей и чуть ли не молятся на него (по крайней мере, со стороны такое впечатление производят), но психологическая причина этого лежит в "личной" сфере, в области человеческих взаимоотношений.
Да что с Дредда взять хд