понедельник, 13 апреля 2015
Селф-харм не начинается с порезанных рук и не заканчивается ими. Селф-харм начинается с чувства отрицания и неприятия себя, с потери контроля над своими чувствами и реальностью, с желания присвоить этот контроль обратно себе, хотя бы физический уровень, хотя бы одно чувство — боль.
Селф-харм продолжается тревогой, расстройствами пищевого поведения, навязчивыми мыслями, раздавленным, втоптанным в землю чувством самоценности. Порезы — это одни из наиболее известных, видимых сигналов. Кроме них, видимыми сигналами могут быть ожоги, синяки, лишение сна и пищи, попытки получить переохлаждение, попытки не лечиться от заболеваний (в том числе хронических), употребление алкоголя и/или психоактивных веществ (в том числе лекарственных без рецепта). Всё перечисленное является селф-хармом в том случае, если человек делает это самостоятельно (иначе это насилие со стороны других людей) и если есть более конструктивные альтернативы (если нет средств, чтобы поесть, то голод — это не селф-харм, а экстренная ситуация). И кроме того, селф-харм следует отличать от суицидального поведения. Они очень близко, и селф-харм может привести к смертельно опасным травмам, но самой целью селф-харма, по крайней мере осознаваемой, является не суицид, а присвоение контроля над собственной жизнью, если кто-то или что-то отнимает его.
читать дальшеСелф-харм не заканчивается просто нанесением повреждений, он очень часто перерастает в зависимость, и тому есть причины не только психические, но и физиологические. Дело в том, что в момент причинения боли организм вырабатывает огромное количество действующих веществ. Это и гормоны, такие как адреналин, норадреналин (так называемые вещества «бей или беги», они запускают вегетативные реакции стресса — учащение сердцебиения, учащение дыхание и т. д.), и нейромедиаторы, такие как субстанция P (от англ. pain — боль) в спинном мозге (она «дает добро» на прохождение сигнала о боли в теле в вышележащие структуры мозга). Но, кроме того, мозг выделяет естественные обезболивающие — дофамин, серотонин, норэпинефрин, эндорфины и энкефалины, причем серотонин и эпинефрин — вещества опиоидной природы и подобного же действия. То есть, кроме анестезирующего, эти вещества также оказывают и другие эффекты — чувство эйфории, драйва, кратковременного эмоционального подъема.
В дальнейшем самоповреждение может ассоциироваться с этими ощущениями, приходящими после боли, тогда формируется зависимость — замкнутый круг, из которого очень сложно вырваться. Особенно если человек находится в токсичном окружении (например, становится жертвой гомо- или трансфобной травли на учебе/работе) и становится неспособным получать удовольствие (да, те самые эндогенные «наркотики») от чего-либо другого.
Но самое тяжелое в этой ситуации — это та дополнительная порция обесценивания, травли, угроз и романтизации, которую, чаще всего, получает человек, рассказывая о селф-харме. Человеку, рассказывающе_й о селф-харме, дают понять, что е_ё проблемы — неважны, что он_а делает это «по глупости», «от незрелости взглядов», «чтобы привлечь внимание, выпендриться». Или говорят, что е_й стыдно пытаться решать проблемы таким способом, потому что он_а уже взросл_ая. Далее следуют нотации на тему «Соберись, тряпка».
А бывает, что человек попадает в общество, где е_й говорят — что селф-харм — это искусство (!) и это круто, прогрессивно, романтично. «Давай ещё, не останавливайся! — говорят е_й. — В этом нет ничего опасного, они просто не понимают». И человек продолжает. Появляется чувство принадлежности, идентификации с «субкультурой», иллюзорное чувство поддержки, «семьи». Вот только почему-то проблемы никуда не уходят, и оказывается, что лезвие их не решит...
Поэтому о селф-харме молчат. И в то же время в погоне за чувством контроля человек может усиленно играть «нормативн_ую», чтобы окружающие не заподозрили неладное, не уличили в «постыдном» поведении. Очень часто может казаться, что «всё в порядке», пока не станет слишком поздно. Поэтому, если человек вам доверяет эту страшную правду — не закрывайте глаза на это, не обесценивайте, предлагайте помощь.
Панацеи, универсального способа от селф-харма нет. Есть арсенал способов, которые могут работать или не работать в каждом конкретном случае. Есть множество стратегий самопомощи, такие как, например, рисовать ручкой вместо нанесения порезов, или техника блокировки травматичных, навязчивых мыслей («стоп-техника»). Эти способы могут сработать. Но очень часто главными стратегиями помощи становятся прохождение психотерапии и уход из токсичного окружения.
Часто нам в паблик StopHurtingYourself пишут люди, которые уже получили психологические травмы от «дипломированных психологов». В этом случае мы рекомендуем относиться осторожно к подбору специалист_ки и, прежде чем озвучивать запрос, спрашивать о е_ё компетенциях и отношениях к темам, которые для вас являются критически важными на данный момент. (Я всегда спрашиваю отношение специалист_ок к ЛГБТ+, в случае гомо- и трансфобии просто говорю «до свидания» и не обращаюсь к ним). Я всерьез думаю над разработкой базы проверенных специалист_ок, работающих со случаями селф-харма и аутоагрессии и при этом не травмирующих пациент_ок на другие темы.
По поводу токсичного окружения — здесь сложнее. Что делать, если окружение токсично просто «в среднем по больнице» и вероятность натолкнуться на непонимание в среднем выше, чем встретить поддержку или просто нейтральное отношение? Создавать микроокружение, группу поддержки. Помнить о том, что травля на почве СО/ГИ, этничности, вероисповедания и т. д. — не ваша вина, вы не можете нести за это ответственность.
Есть также ряд стратегий, которые не только не помогают, более того, они губительны.
«Просто прекрати это, не думай об этом!» Это как «не думай о белой обезьяне», так не получится. Вы отнимаете у человека пусть и деструктивный, но уже сформированный способ «преодоления» проблем, и не даете ничего взамен.
«Попробуй помочь тому, кому тяжелее». Требовать этого от человека, чьи ресурсы истощены, а состояние «на грани фола» — жестоко.
«Хотя ты был_а против, я рассказал_а о твоей проблеме NN, он_а поможет, он_а (тут подставить нужное — психотерапевт_ка, доктор_ка, хорош_ая по_друга)». Поздравляю, вы потеряли доверие человека, котор_ой, возможно, пытались помочь.
Кроме того, если травмы при самоповреждении оказались серьезными (например, вы не можете остановить кровотечение, рана не затягивается), нужно вызвать скорую помощь немедленно (не стыдиться, не прятаться, это чревато, в том числе летальным исходом) и оказать первую помощь в зависимости от вида повреждения. Да, человека могут увезти в ментальную клинику. Да, в реалиях РФ такие клиники очень часто оказываются адским местом. Но в этом случае у человека все равно будет шанс остаться в живых и шанс на реабилитацию. Лучше гипс и кроватка, чем гранит и оградка.
И еще один момент. Очень важно называть вещи своими именами — не «самодисциплина», не «воспитание», не «я это заслужил_а», не «моя доза успокоительного», не «образ жизни», не «я же никому не мешаю», не «искусство». Это аутоагрессия, это селф-харм. Только оттолкнувшись от этого, можно действовать.
Будьте внимательнее и добрее к себе и близким.
Для обсуждения я предлагаю вопросы: был ли у вас опыт селф-харма? Какие у вас есть стратегии борьбы с селф-хармом? Как вы думаете, с какими последствиями может столкнуться человек, переживш_ая опыт селф-харма в прошлом?
Ваш волонтер Алхимик,
админ StopHurtingYourself(с)
@темы:
Пищевые расстройства,
Психология,
Разное