я учусь вот уже во втором университете, и по сложившейся славной традиции приличная часть предметов на первых лекциях начинается с "А ВОТ В АНТИЧНОСТИ, ЗНАЕТЕ ЛИ". и так как по степени бестолковости мое образование вполне может быть приравнено к моей днявке, я решила - ДА-ДА - ПОГОВОРИТЬ С ВАМИ ОБ АНТИЧНОСТИ.
не знаю, как у вас, но наша система образования утверждает, что весь цвет греческой философии и науки состоял из мужчин. в частности, конечно, из Аристотеля и Платона, но иногда еще и из других мужчин. возможно, если бы мы изучали историю математики\геометрии, к небесному дуэту присоединились бы еще такие парни, как Пифагор и Евклид, но я почему-то уверена, что даже самую известную из греческих женщин-ученых все равно бы проигнорировали.
собственно, знали ли вы, что последним великим ученым, работавшим в Александрийской библиотеке, была женщина по имени Гипатия? и вместе с ними обеими - Гипатией и библиотекой - оборвалась славная эпоха, подарившая нам очень много всего и абстрактные методы в математике\геометрии впридачу.
тут длиннопоститак, Гипатия.
Гипатия родилась около 370 года н.э. в достаточно хреновое время. сабж в том, что Александрия была, с одной стороны, оплотом христианства, а с другой - местонахождением уже упомянутой Александрийской библиотеки со всеми вытекающими отсюда последствиями (стало быть, борьбой между церковью и светским государством).
отцом Гипатии был астроном, математик и философ (у греков это, видимо, класс по умолчанию) по имени Теон, который и привил дочери любовь к науке. Гипатия сначала вместе с ним писала разные увлекательные штуки типа книги комментариев к "Альмагесту" Клавдия Птолемея (если вы впервые видите это название, как, собственно, и я, то спешу сообщить: полностью оно звучит как «Великое математическое построение по астрономии в 13 книгах»), а потом, по свидетельствам ее учеников (Дамаския, в частности), затмила его и начала блистать сама. по слухам, блистала она столь блистательно, что даже училась в Афинах, где удостоилась лаврового венка - штуки гораздо более ценной, чем все дипломы, выдаваемые моим факультетом, вместе взятые. правда это или нет, сейчас уже не узнать, однако тот факт, что Гипатия была потрясающе умна и образованна не отрицает никто. славилась она как своей красотой, так и талантом оратора: около 400 года Гипатию пригласили лектором в Александрийскую школу, где она заняла кафедру философии - оверпрестижное по тем временам место. ее лекции по математике и философии Платона и Аристотеля собирали огромные толпы слушателей; люди, желавшие изучать науки, стекались к ней из всех городов Империи; в числе полонников ее гения были христианский богослов и Птолемаидский епископ Синезий и римский префект Орест; и вообще, по словам ее учеников (опять Дамаский, да), "весь город преклонялся пред нею и боготворил ее".
ну а потом все пошло по пизде.
если вкратце, то борьба христианства и светской власти перешла в терминальную стадию. еще в 391 году группа христиан ворвалась в библиотеку и устроила там пожар, масштабы и ущерб которого точно оценить невозможно, но пишут, что все_очень_плохо. после этого лучше не стало: 15 октября 412 года умер христианский архиепископ Александрии Феофил, который в свое время даже посещал лекции Гипатии. на его место пришел Кирилл Александрийский, который такой любовью к греческим знаниям не отличался. префектом Александрии в это время являлся Орест, которого я уже упоминала выше как одного из поклонников Гипатии. собственно, с этого все и началось: Гипатия была дружна с Орестом и часто обсуждала с ним разные политические штуки, что, естественно, мало устраивало Кирилла. еще меньше Кирилла устраивало то, что Гипатия признавала верховенство разума над религией. и была очень популярной. и собрала вокруг себя большое количество учеников, занимавших разные важные посты как в Александрии, так и за ее пределами. словом, Кирилла не устраивало все. по одной из версий, Гипатия даже ткнула в своих лекциях Кириллу на косяки в его богословских взглядах.
как бы там ни было, а Кирилл со своими приспешниками сначала очень некрасиво распускали слухи о том, что Гипатия, мол, ведьма и вся такая от сатаны, а потом - ну, потом все стало совсем-совсем плохо. в 415 году группа приспешников Кирилла напали на Гипатию, стащили ее с колесницы, на которой она каталась в академию на лекции, избили и потащили ее в церковь. там ее раздели догола, ободрали с нее кожу чем-то вроде заостренной черепицы, порвали ее на куски и сожгли останки. а вскоре примерно те же люди уничтожили работы Гипатии и то, что к тому моменту оставалось от Александрийской библиотеки. после этого Орест и многие ученики Гипатии покинули Александрию и все быстренько скатилось в упадок, где и находилось, собственно, до эпохи Возрождения.
такие вот, блять, хуевые творились дела.
а Кирилла, чтоб вы знали, канонизировали.
всезнающая Википедия любезно предлагает нам список достижений Гипатии. итак, помимо блестящих лекций, всеобщей популярности и толпы учеников, сия леди в разное время (как сама, так и с отцом) написала следующие вещи:
- комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
- редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
- редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
- комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
- «Астрономический канон».
а еще, еще считается что Гипатия изобрела ареометр - прибор для измерения плоскости жидкости. и еще она принимала непосредственное участие в изобретении астролябии - по крайней мере, Синезий в своих письмах к - ох, мать, не знаю, как это читается, поэтому напишу как есть, - парню по имени Paeonius (Пеоний, если Википедия права) утверждал, что, мол, Гипатия ему так помогла, прям очень помогла и все такое. Вики также пишет, что Гипатия изобрела\усовершенствовала дистиллятор и планисферу, но тут я уже никаких ссылок не нашла.
такая вот замечательная была женщина.
однако на этом список замечательных и талантливых женщин Античности не заканчивается - разве что информации про остальных в разы меньше.
так, например, в Древней Греции жила Аглаоника, также известная как Аганис Фессалийская.
она была первой женщиной-астрономом и очень лихо предсказывала лунные (и, вероятно, солнечные) затмения, что в те времена называлось "умением заставить луну исчезать с небосвода". в связи с этим Аглаоника считалась колдуньей, равно как и все остальные женщины-астрономы, связывавшиеся с ней. так их всех и звали - «Фессалийские ведьмы». они сами этим вроде как гордились - по крайней мере, сама Аглаоника точно, потому что Википедия пишет, что в связи с ее любовью к хвастовству в Греции даже сочинили пословицу: «Да, как луна подчиняется Аглаонике». впрочем, умела бы я лихо предсказывать лунные затмения, я бы тоже этим гордилась.
или вот леди по имени Агнодика - первая, по сути, акушерка в Греции. родилась и жила она в Афинах, где рабам и женщинам было запрещено изучать медицину. это, впрочем, не остановило стремление Агнодики к знаниям: она переоделась в мужчину и отправилась посещать лекции врача по имени Хиерофил, посвятив себя гинекологии и акушерству. Агнодика была очень хороша в том, что делала. так хороша, что в какой-то момент другие врачи обвинили ее в растлении пациенток, за что она и была вынуждена предстать перед Ареопагом. очевидно, вариантов защиты у Агнодики было аж целый один: она открыла всем свой истинный пол. обвинение в растлении, конечно, сняли. предъявили другое: нарушение того самого закона про женщин и рабов в медицине. однако благодарные клиентки (среди которых, судя по всему, были и высокопоставленные) встали на защиту Агнодики и, таким образом, ее спасли. а дурацкий закон и вовсе отменили.
Арета Киренская - дочь Аристиппа, основателя киренской школы, - прилежно изучала философию под руководством своего отца. а потом, как утверждает книга "Женщины в науке", еще "тридцать пять лет обучала натуральной и моральной философии в школах и академиях Аттики, написала около сорока книг, и среди её учеников было сто десять философов". весьма, скажу я, впечатляющий список.
есть еще целый список умных и талантливых женщин, которых собирал вокруг себя Пифагор (в частности, две дочери, внучка и теща), однако их существование и деятельность то подтверждаются, то нет, как и другие штуки из биографии Пифагора (и жизни античных ученых вообще). в любом случае очевидно, что вклад женщин в науку существует и существовал всегда (и даже в античности он наверняка гораздо, гораздо больше того, о чем я тут написала). и этот вклад не должен быть забыт - вот, собственно, и причина\цель написания этого псто. да и если вдруг в споре вам кто-нибудь заявит, что, мол, ЖЕНЩИНЫ-ТО НИКОГДА ДАЛЬШЕ КУХНИ НЕ ВЫЛАЗИЛИ И НЕ ДОЛЖНЫ СЕЙЧАС, вы теперь сможете ударить его в висок астролябией бросить ему в лицо несколько имен. потому что женщины никогда, никогда не уступали в уме и талантах мужчинам.
собственно, при написании я руководствовался всезнающей Википедией и разными ссылками оттуда, а еще вот этой вот ссылкой и книгой Леонарда Млодинова "Евклидово окно", из которой я и узнал про Гипатию.
знала только про Гипатию)
Спасибо за пост
И никому не приходит в голову, что вот почему:
напали на Гипатию, стащили ее с колесницы, на которой она каталась в академию на лекции, избили и потащили ее в церковь. там ее раздели догола, ободрали с нее кожу чем-то вроде заостренной черепицы, порвали ее на куски и сожгли останки
считалась колдуньей, равно как и все остальные женщины-астрономы, связывавшиеся с ней.
нарушение того самого закона
Никто не помнит про Инквизицию, все удивляются, почему женщины не пробивались в правоохранительные органы, чтобы что-то сделать с законом, работавшим против них.