oh well oh well oh well

Автор статьи: Мэдди Крам (Maddie Crum)
Иллюстрация: Priscilla Frank
Ннеди Окорафор и Наоми Новик только что выиграли премию «Небьюла» – огромный шаг вперед для авторов женского пола
Во второй половине мая новостные ленты и Twitter-каналы облетел поразительный заголовок: «Женщины-фантасты собрали все премии «Небьюла 2015»». Писательницы увезли домой престижнейшие призы в области научной фантастики и фэнтези в номинациях «Роман», «Повесть», «Короткая повесть» и «Фантастика для молодых читателей».
читать дальшеНовость могла удивить и даже огорчить неистовую группу писателей-фантастов и их поклонников, которые взяли за обыкновение устанавливать жесткие границы жанра: беззаботные приключения, изящные, яркие, веселые и – о да! – написанные белыми мужчинами.
Сторонники такого подхода даже образовали собственные движения «Грустных щеночков» и «Бешеных щеночков», чьи наименования уже сами по себе высмеивают конъюнктуру либералов. Группы предназначались для поддержки «правильных» авторов научной фантастики. Каков результат? В прошлом году они сумели продвинуть своих кандидатов в шорт-лист премии «Хьюго», выступая за белых мужчин и эффективно подавляя женщин и авторов с другим цветом кожи. В отличие от «Небьюлы», голосование которой проходит внутри закрытого сообщества Американской ассоциации писателей-фантастов, в состав которой также входят редакторы и издатели, премия «Хьюго» вручается по результатам голосования читателей, так что «Щеночки» имели возможность пометить там территорию.
Хотя довести свой замысел до конца им всё же не удалось. В категориях, где они пытались протащить своих кандидатов, в итоге победил вариант «Не вручать премию никому», за который проголосовали все, кто был против белокожих номинантов-мужчин. Вряд ли писатели, чьи книги благодаря этой истории были незаслуженно забыты, пришли в восторг от такого поворота событий.
В этом году старая тема обрела новое дыхание, особенно после того, как женщины собрали главный урожай «Небьюлы». Ннеди Окорафор, выигравшая премию в номинации «Повесть», написала «Бинти» ( Binti ), межпланетную историю о девушке, которая покидает своих родителей, чтобы поступить в престижный университет Умза (Oomza) вдали от дома. Писательница признается, что благодарит судьбу за то, что вопросы предрассудков в этой отрасли вообще обсуждаются.
В интервью изданию «The Huffington Post» Окорафор говорит: «Честно говоря, мне нравится слышать, как люди спорят и в открытую аргументируют свои суждения, а не поддакивают, укрывшись в собственных домах. Что мне действительно хочется увидеть, так это диалог».
«Проблемы вокруг «Хьюго» всего лишь отражают те ростки, которыми прорастает наша страна в целом, – добавляет она. – Эти ростки мучительны и неудобны, они раздражают и подчас разрушают то, что мы с таким трудом создали. Надеюсь, что в результате «Хьюго» сможет обрести новое дыхание, стать площадкой для дискуссий и двигаться вперед».
Наоми Новик, которая в 2016 году увезла домой премию «Небьюла» за роман «Перемещенная» ( Uprooted ), фэнтези о девушке, которую вырвали из любимого ею сообщества, чтобы принести в жертву дракону, чувствует себя иначе. Ей риторика «Грустных щенков» представляется разрушительной, бездумной манипуляцией сильного фэндома.
«Я рада громко протрубить о своем презрении к произошедшему, – говорит Новик в интервью «HuffPost». – Очень надеюсь, что в этом году «Хьюго» пойдет на изменение правил. Они [Щенки] должны просто уйти».
Обе женщины соглашаются в том, что предвзятые суждения на протяжении многих лет вредят женщинам и писателям с другим цветом кожи, работающим в этом жанре. В свое время они тоже добивались признания, но потом история об этом забыла. Остросюжетная фантастика Кейт Вильгельм когда-то выиграла несколько «Небьюл» и «Хьюго». Вонда Н. Макинтайр, чье многолетнее сотрудничество с франшизой «Звездный путь» вознесло её к вершинам славы, также выигрывала обе эти награды. Тем не менее, ни одну из них даже рядом не ставят с Орсоном Скоттом Кардом или Уильямом Гибсоном.
«Вы постоянно видите статьи с названиями вроде «Женщины вдруг добились чего-то в научной фантастике и фэнтези!» Но мы были здесь и раньше, – говорит Новик. – Это весьма коварный предрассудок. Этакая подтасовка фактов. Не так часто сталкиваешься с открытым противостоянием, наподобие «Щенков». Тут, скорее, дело в бессознательной убежденности: если вас попросят назвать, к примеру, десять величайших фантастов всех времен, вы вряд ли включите в их число женщин».
Урсула Ле Гуин, которая выиграла свою первую премию «Небьюла» в 1970 году, в прошлом году высказала в интервью с «HuffPost» свою обеспокоенность по поводу собственного наследия. «Мои главные переживания касаются всех женщин, включая меня саму, – сказала она. – Мы просто идем рука об руку и счастливы вместе на протяжении всей жизни, а потом – пуф! И вдруг нас через 50 лет откапывают феминистки».
Не только женщины-писательницы скромно представлены в научной фантастике и фэнтези. То же самое происходит с их главными героинями. Юным читательницам и людям с другим цветом кожи довольно трудно ассоциировать себя с персонажами книг, которые они читают. Окорафор, например, говорит, что она читала мало научной фантастики, до тех пор пока в 2000 году не открыла для себя Октавию Батлер.
«Большая часть научной фантастики была для меня недоступна, поскольку в ней главным героем был слишком белый мужчина. Книги давали понять, что других типов людей не существует, а если они и появлялись, то исключительно для того, чтобы состоять в каких-то отношениях с этим белым главным героем», – говорит Окорафор.
Новик выросла, читая научную фантастику как женского, так и мужского авторства, однако часто испытывала разочарование от распространенной идеи о том, что главная героиня, чтобы добиться успеха, должна следовать привычному мужскому шаблону поведения. В качестве примера такой героини она приводит Лару Крофт, которую считает женским воплощением ума и силы Индиана Джонса. Но ей всегда хотелось, чтобы внимание уделялось и другим рассказчикам – возможно, более женственным.
«Меня угнетает тот факт, что она такая сексуальная, а её героизм является лишь отражением мужского героизма, – говорит Новик. – У нас уже была куча таких персонажей. И я очень рада, что они у нас есть. Мне нравится Лара Крофт, нравится Чудо-женщина, нравится Хонор Харрингтон. Я и сама писала о подобных героинях. Женщины, которые преуспевают в среде, где доминируют мужчины, – это действительно героини. Но в то же время я чувствую, что они не должны превращаться в единственный возможный тип героини».
В романе «Перемещенная» Новик увидела возможность создания альтернативной истории – такой, чтобы была в меньшей степени связана с насилием и основанной на мести героизмом. В её книге главная героиня Агнешка гордится своими корнями и собственной принадлежностью к сообществу жителей тихой, спокойной деревни, которую она считает достойной, чтобы её сохранить. В отличие от Люка Скайуокера, Бэтмена или совсем недавней героини «Звездных войн» по имени Рей, она не борется за то, чтобы отомстить за потерянную семью или родной город. Вместо этого её путешествие вдохновляют более масштабные идеалы.
«Я чувствую, что Бэтмен в некотором смысле превращается в единственную возможную историю, заслуживающую право на существование. Каждому следует потерять кого-то, кого он любил, чтобы обрести мотивацию бороться и идти на риск. Это явно не соответствует действительности, – говорит Новик. – Мне хотелось создать героиню, готовую рисковать своей жизнью не ради мести, и не ради власти, и даже не ради того, чтобы сбросить кого-то с пьедестала, а исключительно для того, чтобы защитить свою общину. Месть – слишком холодный, печальный мотив».
Причины борьбы за равное представительство в фантастических и фэнтези-мирах не исчерпываются только политическими и творческими. И Новик, и Окорафор сказали, что они выступают за разнообразие и по более эгоистичным причинам: это требует более реалистичного повествования и, как читатели, они ценят его гораздо больше.
«Мне хочется взять что-то из собственного опыта, – говорит Новик. – Такое почти невозможно в остросюжетной фантастике. Но если мы пустим в наше сообщество самые разные голоса, самые разные виды историй, то мы сможем получить новые, лучшие вселенные».
Окорафор практически вторит ей: «Мне нравятся любовные истории, и для того чтобы насладиться историей, мне нужно в неё поверить, независимо от того, о чем идет речь. Даже если история рассказывает о нашем мире или всего лишь отражает наш мир – что ж, наш мир довольно разнообразен».
Если волшебные, захватывающие научная фантастика и фэнтези должны быть правдоподобными, чтобы читатели в них поверили и смогли ими насладиться, они также должны идти дальше и представлять будущее и альтернативные реальности не только мрачными, но и вдохновляющими. Такие истории, конечно, могут служить предостережением, как это делают многие книги-представители мрачной фантастики, но они могут и создавать миры, которые улучшают наш собственный, причем не важно, в технологическом или социальном плане.
«Научная фантастика умозрительна, она придумывает и зачастую что-то создает, – говорит Окорафор. – Посмотрите на наши технологии. Идеи для многих вещей появились сначала в научно-фантастических рассказах. Подумайте, что было бы, если бы у нас была научная фантастика, размышляющая о всём многообразии людей, традиций, культур, обществ и т.д. Истории определенно стали бы богаче, как и их темы. Все бы от этого только выиграли».
(с)
@темы: Расизм, Дискриминация, Сексизм, Статьи
Небьюла - очень престижная и хорошая премия. За плохие книги ее не получают.
Так невообразимые миры и приключения всё равно из головы берутся, и автор пишет свой идеальный мир по своим внутренним установкам, добавив чуть магии/космических кораблей/говорящих деревьев. я сейчас не о всех говорю, а о том большинстве, которые не отличаются особо гениальными произведениями, но читаются всё равно. Это как с фанфикшеном АУшки писать. Меняем обстановку, добавляем какую-нибудь вундервафлю, а персонажи остаются теми же самыми. Очень мало людей способны написать верибильного персонажа, который не был бы отражением автора с небольшими модификациями, а что уж говорить, когда надо несколько человек прописать не картинками, а глубокими образами?
Чтож, надеюсь эти книги переведут и он них будут говорить, потому, что по описанию как-то оно очень странно.
после этого шевельнулись некоторое количество хороших людей (некоторые из них даже бгм, привет, Нил Гейман) - и подняли или хотя бы поддержали кампании о том, что давайте просто попробуем хоть читать книжки, которые пишут женщины и РОС. после этого хотя бы стали номинировать. собсно, эта Небьюла - результат работы фандома за несколько лет, по сути.
кстати, руфандом на эти обсуждения отреагировал ничуть не лучше, вплоть до рассказов о том, что фраза "было бы круто видеть женщин и небелых в этом жанре, и вот потому нам и грустно, что нас там так мало" - это цензура, попытка навязать свою волю авторам и, внимание, сравнимо с изнасилованием.
Вот тут у меня просто подгорело немного, пришлось идти за ведёрком с азотом -__-
Меня блин больше всего бесит тема с "женщины всё равно пишут только про отношения, нет там НФ и Ф", а то блд подавляющее большинство авторов-мужчин пишут не про еб... секс и драки, велика разница-то, а.
Вынули бы бревно, что ли.
Как будто от половых органов зависит что-то в хорошей истории.
ну что вы, мужики пишут шидэвры =) как вы можете сравнивать))
я вот тоже думаю, что историю пишут не гениталиями, но, как обычно, общество в этом надо убеждать. а издаться под мужским псевдонимом или под инициалами, как Роулинг, всё ещё коммерчески гораздо выгоднее, увы.
Пффффф! Читала я. Что "женское" что "мужское" фэнтези современное те ещё шедевры на 95% -__-
Отношения/секс, бои/интриги и кое-какие сюжеты -__-
Причём всё перечисленное прописано так, что лучше бы не брали. В боях нарушена логика, сам автор сабли/меча/рапиры/топора и не держал никогда в руках. Интриги такие, как в первом классе. Секс не трогаю вообще. Всё равно объективно большая часть людей ничего кроме суныл-вынул не знает, что говорить.
И нет чтобы понять что дело в том, что печатают всё подряд и пишут все подряд. Нет. Всё упирается в гениталии
а издаться под мужским псевдонимом или под инициалами, как Роулинг, всё ещё коммерчески гораздо выгоднее, увы.
И это отвратительно. Объективно - отвратительно. Особенно то, что в случае с некоторыми авторами пол и вовсе скрывается, та же Макс Фрай. Она скрывала пол. И это просто ужасно ((((
сам автор сабли/меча/рапиры/топора и не держал никогда в руках
Оооо, дааа, как ща помню эпичное у Ника Перумова, когда несколько книжек оружие описывалось как рапира со всякими красивостями на эфесе, а потом спустя цать книжек её достали, и последовала фраза: "На самом деле, это была даже не рапира, а двуручный палаш".
ШТОААА, сказала я)
В русском секторе сейчас вообще всё очень странно с издательством, и в том числе в плане выбора того, что печатают >_>
И это отвратительно. Объективно - отвратительно. Особенно то, что в случае с некоторыми авторами пол и вовсе скрывается, та же Макс Фрай. Она скрывала пол. И это просто ужасно ((((
Да, согласна(
ШТОААА, сказала я)
Вот поэтому я и не читаю мужчин. Женщины когд платья описывают хотя бы с гуглом знакомятся чтобы слов использовать хоть сколько-то верно. Да и в принципе больше знают о тряпках, ибо т - традиционное. А мужики... нееееет, я самый умный, по умолчанию, я лучше знаю.
А потом люди которые хотя бы немного в истфехе разбираются получают вытекшие глаза
В русском секторе сейчас вообще всё очень странно с издательством, и в том числе в плане выбора того, что печатают
Я не знаю как идёт отбор и не хочу.Просто знаю, что когда допишу свои рассказы - никуда не понесу. Потому что чо то как то соседство так себе. Ну то есть это напечатают не потому что круто, а потому что прост. Бррр. Нет, лучше вообще не печатать и тихо так писать себе.
Да, согласна(
Это и как репрезентация ужасно и как то, что по факту это словно ты своего пола стыдишься.
Это и как репрезентация ужасно и как то, что по факту это словно ты своего пола стыдишься.
всё грустно упиралось либо в то, что тебя бы вообще не напечатали под женским именем, либо в то, что тебя бы не стали/почти не стали читать. хз, насколько бы плохо сложилась карьера у Роулинг, поставь она на обложке "Джоан", но можно понять, что когда она сидела без денег и с маленьким ребёнком на руках, а издатель ей говорил, что книжка будет продаваться только под бесполыми инициалами, она выбрала инициалы... =_= но согласна, что ужасно.
Как и у многих других. И тл, что выбора нет только хуже.
это не правильно. И не должно быть значимо
На счёт изданий я думаю лично мне хватит интернет магазинов. Без издания. Я бы просто хотела чтобы кому то было немного лучше.
Андрэ Нортон взяла "околомужской" псевдоним, потому что женщину могли и не напечатать/не прочитать.
В ДС-9, если не ошибаюсь, есть серия, где весь комсостав ДС-9 — редакция НФ-журнала, и есть такая сцена, где редактор говорит: «Завтра придёт фотограф, поэтому приходите в парадном — читатели хотят видеть авторов. А, [имя женщины] и [имя афроамериканца], завтра вы не придёте из-за простуды». За точность цитирования не ручаюсь, но смысл был именно таков.