Это перевод статьи Сэм ЛиБас и Уилла Брукера
Сэм ЛиБас – редакторка комиксов и журналистка из Луизианы. Она работает с независимым издательством ComixTribe, занимаясь редактированием комиксов. Сэм также оказывает помощь амбициозным автор_кам комиксов узнать в подробностях о процессе их редактирования и создания. Помимо написания обзоров на серии комиксов и аналогичных статей, девушка является соавторкой ежемесячной колонки новостей о Бэтгерл на сайте Multiversity Comics.
читать дальшеУилл Брукер - профессор кафедры кино-культурных исследований в Университете Кингстона. Он пишет о комиксах и их аудитории, а также он является соавтором ежемесячной колонки новостей о Бэтгерл на сайте Multiversity Comics. Уилл соавтор и редактор книги "Огромное множество жизней Бэтмена".
Сексизм в комиксной индустрии существует. Как бы это ни казалось очевидным, но сейчас так много клише, и я не перестаю говорить об этом. Я занимаюсь редактированием и обзором комиксов и благодаря этой деятельности пользуюсь всеми привилегиями полноправной участницы комиксных конвенций. Я часть этой индустрии и мне посчастливилось работать с мужчинами, которых я уважаю и которые тоже уважают меня. Вопреки или благодаря этому факту, они воспринимают мою работу и мнение всерьез, но при этом они часто не признают, что сексизм в комиксной индустрии существует, а такую точку зрения я десятитысячный раз оспаривала на New York Comic Con в 2013 году. И тут я поняла, что сижу на высокой табуретке – единственная женщина в комнате, переполненной мужчинами – которые все спрашивали меня, как я могу утверждать о какой-либо предвзятости к женщинам в комиксной индустрии. Чтобы доказать свою правоту, я спросила их: допускали ли они когда-нибудь такую мысль, что я могла бы писать онгоинг комиксы Бетмен (серии с неограниченным количеством выпусков), а не ограниченные серии или специальные выпуски или могла ли я стать главной авторкой обложки Бэтмена. Наступила тишина.
И последовал ответ. И это был ответ: «НЕТ». Женщина никогда не рассматривалась в качестве авторки онгоинг комиксов Бэтмен: по крайней мере не в ближайшее время. И здесь мы видим две поразительные вещи. Во-первых, все знали ответ, а во-вторых они никогда не рассматривали это как проблему. Размышляя о том, почему группа мужчин, которая так поддерживает мою карьеру, до сих пор остается невежественной в вопросах сексизма в комиксной индустрии, частью которой они все являются, я вдруг поняла, что сама отрасль комискной индустрии создает такие проблемы.
Сейчас господствуют две широко известные комиксные издательства – DC и Marvel –и эти выше названные компании устанавливают стандарты для всей индустрии. «Большая двойка» - так их называют - эти супергеройские издательства являются почти эксклюзивными в своем роде. В медиа среде, супергеройские комиксы созданы для детей- как для мальчиков, так и для девочек – но фандом трансформировался в мужскую среду и большинство из представителей фандома - взрослые мужчины. Когда взрослые мужчины принимают такое мировоззрение и поведение, которое можно назвать подростковой мужской фантазией, то проблемы неизбежны. Чистое эго идущее вровень с мужским эскапизмом* не отдает должное социальной сознательности и справедливости.
Целый институт истории супергероев основан на идеях, которые по существу направлены на увековечивание и продажу мужского права на «часть своей фантазии». Одна ключевая проблема супергеройских комиксов на сегодняшний день заключается в том, что сексизм общепризнан, но, а дальше мы сталкиваемся в ответ с таким утверждением: «А что такого?», что всецело отрицает и нивелирует опыт тех людей, которые находятся за пределами целевой аудитории – белых мужчин.
Комиксная индустрия создала свою отрасль, которая исключительна по своему характеру, начиная от стиля повествования, характеристики и визуализации и заканчивая передачей своего видения и мнения творческими коллективами и их руководителями.
Традиционно, мужчин в комиксах изображали физически идеализированными, амбициозными и властными; это фантазия мальчиков из категории, какими они должны стать. Женщины в супергеройских комиксах - другая сторона такой фантазии. В то время как мужчины занимают позицию идеального субъекта, женщины не только идеализируются, но и сексуализируются и объективируются. Если мужские персонажи репрезентуют читателям то, какими они должны быть, то женских персонажей показывают, как героинь, с которыми хотели бы встречаться мужчины или грубо говоря хотели обладать. Если мужчины владеют исключительным сообществом, то женщины там выступают как рецепиенты, ожидающих принятия в клуб. Все предрассудки относительно гендера усиливаются. Отношения между супергероями вписаны в фантастическую среду и следуют правилам и условностям, которые только подчеркивают привилегии мужских персонажей и узаконивают их как что-то естественное и неизбежное.
В 1999 году авторка комиксов Гейл Симона написала в своем блоге, что существует непропорциональное количество женских персонажек, которых согласно сюжету «лишили силы, изнасиловали, убили и запихнули в холодильник». Симона не без помощи фанатов и фанаток комиксов составила список женских персонажек, с которыми поступили выше указанным образом. Это получило название «Проект Женщины в холодильнике». Само название отсылает нас к вымышленному эпизоду из комикса Green Lantern #54 автора Рон Марц, где Алекс Девитт, девушка главного героя, была убита, а потом спрятана в холодильник своего бойфренда. Этим тропом Симона показывает, как широко распространена такая практика и более кратко это называют «fridging». Супергеройский жанр часто показывает в общении и близких отношениях мужских и женских персонажей отсутствие последовательности, эмоционального отклика, постоянства и ответственности. Часто такие отношения становятся застойными или заканчиваются трагически. Слишком часто женщины в супергеройских комиксах выступают пешками в сюжете, что значит они нужны для развития мужского персонажа или просто являются стимулом для действий. Бегство мужскими персонажами от близких отношений рассматривается как альтруизм. Заставляя читателей восхищаться тем фактом, что мужские персонажи держат эмоциональную дистанцию от своих уязвимых партнерш, значимость отношений с женскими персонажами и вообще с любыми персонажами до боли преуменьшена и упрощена.
Это очень интересная и при этом упускаемая из виду дихотомия, что супергерои, которые, как предполагается, должны быть социально сознательными представителями справедливости ведомы такими безответственными и обратными принципами. Принимая такую позицию, как в самих комиксах, так и в широко известной культуре, в качестве ролевой модели, супергерои помогают себе легитимировать идею, что комиксы «естественная среда обитания мужчин» как красноречиво сказал Тодд Макфарлейн в интервью в 2013 году. Более того, некоторые создатели и руководство комиксов относится к миру супергероев в прямом смысле как к мужскому клубу и прилагают активные усилия, чтобы сохранить эту эксклюзивность. Они устанавливают свои границы безапелляционными заявлениями, как будто они солдаты со значками «Девушкам запрещено».
Супергеройское отсутствие социальной сознательности по отношению к женщинам рассматривается как традиция и извиняет ее идея, что комиксы не предназначены для женской аудитории. Тем не менее с тех пор, как супергеройский жанр за последнее десятилетие стал мейнстримовым медиа, эти положения меняются.
Значит ли это, что сейчас супергеройский жанр стал универсальным, охватывая все медиа, начиная с кино и заканчивая видео играми?
Сексизм сейчас сталкивается с мощным ударом в виде широкой аудитории, которая разрушает мужской клуб. За одно десятилетие ниша рынка привлекла и привлекает внимание разнообразных фанатов и фанаток, а расширение комиксного сообщества, начиная от писем и страниц журналов и заканчивая медиа, означает, что такие фанат_ки уже способны высказаться, создавать сообщества и свои компании. Освещение комиксов в медиа делает их более видимыми и это ведет к куда большей ответственности.
Посылом к изменению женской репрезентации послужили события 2014 года, а именно редизайн скетч Бэтгерл творческой команды Брендона Флетчера, Кемерона Стюарта и Бэбс Тарр. Это значит, что Бэтгерл изобразили читателям без привычного спандекса, оттенив ее простую униформу кожаной практичной курткой.
Аналогично, капитальный редизайн в свое время прошла и Спайдер вумен.
Как и ее напарница из DC вселенной, марвеловская супергероиня стала носить куда более практичную униформу. Ее дизайном занимался художник Крис Анка.
Тем не менее, самым ярким преображением в выпусках и обложках «Большой Двойки» стала Гвен Стейси, девушка Питера Паркера/ Спайдер-мэна. Еще до ее появления в комиксе The Edge of the Spider-Verse #2, автора Джейсона ЛаТура, Гвен была мертва еще с выпуска Amazing Spider-Man #121 1973 года. На сегодняшний день в альтернативной вселенной ЛаТура, у Гвен есть суперсила, а Питер Паркер мертв. Дизайном ее костюма занимался Робби Родригез.
Ее воскресший и перезапущенный образ очень тепло приняли читатели и сей факт послужил выпуску собственной серии комиксов. Она получила прозвище «Спайдер Гвен» в феврале 2015 года.
ЛаТур объяснил, что популярность Гвен в разных медиа (в особенности, во франшизе Новый Человек-паук, где Гвен Стейси сыграла Эмма Стоун) стала одной из причин возрождения новой персонажки. Это только один пример, когда фильмы, изображающие персонажа или персонажку из комиксов так влияют на оригинальный материал, а именно на комиксы канон.
Другой замечательный пример таких выдающихся исключений среди супергероинь - это Мисс Марвел. В 2014 году Камала Кхан, американская девушка пакистанского происхождения из Джерси Сити одела мантию. Ее костюм более консервативный, чем у ее предшественницы, а ее сюжетная линия нацелена на молодую женскую аудиторию.
С дебютом Мисс Марвел благодаря творческой команде Саны Аманат, Дж. Уиллоу Уилсон и Адриана Альфона, Камала Кхан стала первой мусульманской персонажкой, получившей собственную серию комиксов от компании «Большой двойки». Стоит отметить, что предыдущая Мисс Марвел, Кэрол Денверс уже давно главная героиня собственной серии комиксов Captain Marvel. Еще до перезапуска персонажки Келли Сью Деконник, прозвище Капитан Марвел было титулом, используемым только мужскими персонажами. И в октябре 2014 года, Marvel осуществил релиз новой женской версии Тора автора Джейсона Арона.
Тем не менее, репрезентация таких персонажек означает огромный скачок вперед внутри самой комиксной индустрии. Маркетинговое исследование, проведенное в 2014 году, подчитало процент женской аудитории комиксов, который составлял чуть ли не 46,7%. Появляется все больше артов, репрезентаций персонажек за пределами коммерческого супергеройского жанра. Мы видим это в таких комиксах, как «Сага» автора Брайана Кей Вон (Вауг) и Фионы Стейплс; «Прекрасно смертельна» авторки Келли Сью Деконник и Эммы Риос (Image Comics). Все эти вышеназванные комиксы оказывают влияние на людей и уже становятся мейнстримом, как и создательницы комиксов, которых появляется все больше.
Ранее, институциональная представленность мужчин в издательствах была частью замкнутой системы. Это как цепь, соединяющая систему, в которой гендерные роли были показаны как нечто связывающее людей в целях контроля такой репрезентации. Изменения в изображении женщин в супергеройских комиксах шли рука об руку со сдвигом, пусть и пока маленьким, в соотношении мужчин и женщин в самой комиксной индустрии.
Это говорит о том, что женское творчество было вытеснено за пределы медиа- как в литературе, так и в видео играх, что является доказательством того, что исторически женский вклад в комиксную индустрию оставался без внимания и тем более женщины никогда там не приветствовались. И можно задать такой вопрос: это всего лишь поверхностные изменения в мужском клубе или это начало чего-то более фундаментального?
*Эскапизм — индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.
*Первая картинка - сарказм от Кейт Лет
Источник: blogs.lse.ac.uk/humanrights
new.vk.com/women_of_comics?w=wall-99003845_5300
![изображение](https://pp.vk.me/c630831/v630831056/21807/9vhGH5JZ2Lo.jpg)
картинки с костюмами
![изображение](https://pp.vk.me/c630831/v630831056/217e9/SBCOYF3zYwU.jpg)
![изображение](https://pp.vk.me/c630831/v630831056/217f1/vmUmm8-oI8c.jpg)
![изображение](https://pp.vk.me/c630831/v630831056/21800/lows0Q2HVlI.jpg)
@темы: Картинки, Сексизм, Фандом, Стеклянный потолок, Развлечения
И закрывать на это глаза - это значит проворонить очередной откат, имхо. Раз текущая ситуация лучше всего предыдущего, и всё такое.
Олсо, факты про Гейл Симоун и сайт Женщин в Холодильнике можно было и поточнее собрать >_>