Урсула К. ле Гуин - американская писательница, лауреат престижных наград в области фантастики и фентези. В своих книгах она очень часто касается тем пола и расы и бросает вызов укоренившемуся представлению о герое как о белом мужчине. Так, например, в «Волшебнике Земноморья», ле Гуин уходит от описания внешности главного героя в начале повествования и только во намного позже в тексте прокрадываются намеки на то, что он далеко не светлокожий. В книге "Левая рука тьмы" описывается инопланетное общество, жители которого обладают двойным набором половых органов и "приобретают пол" только во время брачного периода, в зависимости от того, какой пол принимает их парнер. В обычной жизни они бесполы, а в период размножения приобретают всегда разный пол. Так один и тот же человек может приходится некоторым своим детям отцом, а другим - матерью. Кроме того, пол рассказчика, который прилетел на эту планету извне и принадлежит только к одному из полов, открывается только ближе к концу книги (во всяком случае в английском оригинале). До этого читатель волен представлять себе в роли рассказчика как женщину, так и мужчину.
Творчество Урсулы ле Гуин позволяет читателю задуматься о разнообразии представлений о мире. Ее книги демонстрируют самые различные устройства общества, формы жизни и структуры мышления и тем самым прививают толерантность. Однако ее стиль не похож ни на строгие нравоучения, ни на материнские призывы "быть добрее". Стиль ле Гуин - острый, горький, иногда саркастический, одновременно простой и богатый. Её книгам, равно как и её героям, невозможно дать одну единственную интерпретацию.
Я наткнулась на очень клевое эссе, в котором ле Гуин со свойственной ей самоиронией пишет о том, что именно не так в иерархии полов.
И, так как не нашла перевода на русский, решила перевести сама. Оригинал
тут.
Итак, вот эссе.
Разрешите представитьсяЯ мужчина.
читать дальшеВы наверняка подумали, что я села в лужу, перепутала свой собственный пол или что я пытаюсь ввести вас в заблуждение, ведь мое имя заканчивается на букву "а", у меня есть три лифчика и пять беременностей за плечами, ну а также в силу других подобных фактов обо мне, маленьких подробностей моей жизни, с которыми вы наверняка знакомы. Но подробности не имеют никакого значения. Если политики и могут нас чему-то научить, так это тому, что подробности не имеют никакого значения.. Я мужчина, и я хочу, чтобы вы поверили в мои слова и приняли это за факт так же как это делаля я на протяжении многих лет.
Дело в том, что, когда я росла среди Мидийско-Персидских войн и когда я поступила в колледж сразу после Столетней войны, а потом когда я воспитывала своих детей параллельно с Корейской Холодной и Вьетнамской войной, в те времена женщин просто не было. Женщин изобрели совсем недавно. Дату моего рождения и дату изобретенеия женщин разделяют десятилетия. То есть, конечно, если вы настаиваете на педантической точности, то женщин безуспешно пытались изобрести неоднократно и в самых разных местностях, но изобретатели просто не знали, как продать этот новый продукт. Технологии дистрибьюции были тогда в зачаточной стадии, а об исследовании рынков не приходилось даже говорить, поэтому, понятное дело, их концепция был обречена на провал. Любое изобретение, даже если за ним стоит гений, нуждается в своем рынке, и концепция женщины искала свой рынок очень и очень долго. Модели вроде Остин и Бронте были слишком сложными, Суфражистка вызывала только насмешки, а Вульф слишком сильно опередила свою эпоху.
Так что когда я родилась, в мире были только мужчины. Люди были мужчинами. У всех было одно местоимение - мужское местоимение; так что я тоже "он". Я - это "он" в предложениях вроде "Если кому-нибудь из вас станет плохо, то он должен использовать головной убор для рвотных масс." или "Писатель - он такой, всегда знает свою выгоду." Это я, я - писатель, я - это он. Я мужчина.
Нет, я не мужчина первого сорта. Я не боюсь признать, что скорее всего я - мужчина второго сорта или имитация мужчины, самозванец. И хотя я мужского пола, то сравнить меня с настоящим мужчиной можно только если допустить, что подогретую в микроволновке рыбную палочку можно сравнить с целым поджареным на грилле кролевским лососем. Ну, подумайте сами, разве я могу оплодотворять? Или быть членом Джентльменского клуба? Могла ли я быть главой Дженерал Моторс? В теории - да, но на одной теории далеко не уедешь. Во всяком случае до верхушки такой компании, как Дженерал Моторс, точно нет. И в тот день, когда выпускница Колледжа Рэдклифф станет президентом Гарвардского Университета, разбудите меня и расскажите мне об этом, сделайте милость! И еще я не могу написать своё имя мочой на снегу. Я не могу застрелить свою жену, детей и соседей, а потом пустить себе пулю в лоб. А, и еще по правде, я даже водить машину не умею. Я так и не получила права. Струсила. Я езжу на автобусе. Это ужасно. Признаюсь, я ужасная имитация мужчины или замена мужчины, и в этом легко убедиться: стоит только увидеть меня в модных костюмах в стиле милитари с карманами для патронов, как те, что печатаются в каталогах Вanana Republic, я выгляжу как курица в наволочке. У меня неправильная форма тела. Люди должны быть стройными, не так ли? Ведь слишком тощих не бывает, так говорят все, особенно анорексики. Люди должны быть стройными и подтянутыми, потому что мужчины в общей массе стройные и подтянутые, ну во всяком случае большинство мужчин выглядят так в начале, а некоторые даже остаются такими. А мужчины - это и есть люди, люди - это мужчины, это я уже доказала, так что люди, настоящие люди, люди правильного покроя, - стройные. Но у меня хреново получается быть людьми, потому что я совсем не стройная, скорее приземистая и пухлая, а в некоторых местах даже действительно жирная. Я нестройная. А, и еще люди должны быть жесткими. Жесткость - это хорошо. Но я никогда не была жесткой, а наоборот довольно мягкая и даже довольно нежная. Как хороший стейк. Или как королевский лосось, который, кстати, не постный и жесткий, а наоборот - жирный и нежный. Но с другой стороны, лосось - это не люди, во всяком случае, нам говорят, что это не люди в последнее время. Нам говорят, что есть только один вид людей, и это мужчины. И я думаю, очень важно, чтобы мы все в это верили. Для мужчин это бесспорно очень важно.
Мне кажется, что всё сводится к тому, что я просто недостаточно мужественна. Вот Эрнест Хеммингвей - он был мужественным. Его борода, его ружья, его жены и его короткие предложения. Я стараюсь. У меня, например, есть маленький зародыш бородки на подбородке, который пытается вырасти, по девять-десять волосков за раз, иногда даже больше; но что же я делаю с этими волосками? Я выщипываю их. Стал бы мужчина выщипывать свою бороду? Мужчины никогда ничего не выщипывают. Мужчины бреют. Во всяком случае белые мужчины, а у меня еще меньше шансов выбрать свой цвет кожи, чем выбрать, хочу ли я быть мужчиной или нет. Так что я остаюсь белой вне зависимости от того, хочу ли я быть белой или нет. Но получается, что я делаю все возможное при данных обстоятельствах, чтобы не быть мужчиной. Я не бреюсь, а выщипываю. Но с другой стороны, какая разница, ведь у меня все равно нет настоящей бороды, а из этих волосков все равно ничего путного не выйдет. И у меня нет ружья, у меня нет даже одной жены, и м и предложения имеют тенденцию тянуться и тянуться и обрастать всевозможным синтаксом. Эрнест предпочел бы смерть синтаксу. И точкам с запятой. Я часто ставлю непродуманные точки с запятой; только что вы увидели одну из них; это была точка с запятой после словосочетания "точки с запятой", и еще одна после "них".
А, и еще кое-что. Эрнест Хеммингвей скорее бы пристрелился, чем состарился. Он так и сделал. Пристрелился. Короткое предложение*. Что угодно, только не длинное предложение, предложение жизни. Смертельные предложения короткие и очень, очень мужественные. Жизненные предложения наоборот. Они все тянутся и тянутся, обрастают синтаксом и полчиненными предложениями и сбивающими с толку отсылками и старением. И вот мы наконец подошли к главному доказательству того, что вместо того, чтобы просто быть мужчиной, я устроила полный бардак: я совсем не молодая. Я начала стареть примерно в то же самое время, когда началось изобретение женщины. И я просто продолжила стареть. Я не остановилась на полпути. Я позволила себе постареть, и я не сделала решительного ничего, чтобы остановить процесс, ни с помощью ружья, ни другими средствами.
Я хочу сказать, что будь у меня хоть толика самоуважения, я бы подтянула себе лицо, ну или прибегла к липосакции, не так ли? Хотя слово "липосакция"** вызывает у меня ассоциации с тем, что люди делают по телевидению, особенно если они молодые или хотя бы не очень старые, точно не пожилые и один из них обязательно мужчина, а другой - женщина, ни в каких других сочетаниях. Так вот, эти люди, мужчина и женщина, молодые, ну или не очень старые, обхватывают друг друга руками и начинают елозить ладонями по телу партнера и потом прибегают к липосакции. Предполагается, что зритель должен следить за всеми их телодвижениями. Они шевелят головами и сплющивают нос и губы с носом и губами партнера, и открывают свой рот по-всякому, и предполагается, что зритель должен возбуждаться при виде всего этого. Лично я чувствую только то, что я вижу, что два человека прибегли к липосакции, а что если женщин изобрели именно для этого? Ну уж нет.
Кстати говоря, я считаю, что секс как зрелищный вид спорта гораздо скучнее других зрелищных видов спорта. Другими словами, если бы мне пришлось выбрать вид спорта, за которым я могла бы только наблюдать, но не могла бы участвовать, то я бы выбрала конкур. Лошадки очень симпатичные. Люди, которые скачут на этих лошадках - эдакие фашисты, но как и все фашисты, они сильны и успешны ровно настолько, насколько сильна лошадь, которую они оседлали, и в конце концов только лошадь принимает решение, прыгнуть ли через барьер с пятью жердями или резко остановиться и перебросить фашиста через голову. Только очень часто лошадь не знает, что у нее есть выбор. Лошади обычно не блещут умом. Но в любом случае, конкур имеет с сексом много общего, хотя в отличие от секса, конкур практически недоступен для зрителей в США, если у вас нет Канадского телевидения. Если бы у меня был выбор, а я часто забываю, что у меня есть выбор, я бы стала смотреть конкур, и заниматься сексом. А не наоборот. Но в любом случае, я слишком стара, чтобы заниматься конкуром. Что касается секса, кто знает? Я знаю; вы нет.
Конечно, седина в волосы, бес в ребро, пожилые люди в наши дни должны прыгать из одной постели в другую как лошадки, прыгающие через барьеры, отскакивать, рикошетить, туда-сюда, но большая часть разговоров о супер-сексе в семдесят лет на поверку оказывается еще одной теорией, совсем как женщина во главе Дженерал Моторс или Гарварда. Теории придумывают в основном для того, чтобы подбодрить обеспокоенных сорокалеток, в основном мужчин. Именно для этого существовал Карл Маркс и именно поэтому у нас до сих пор есть экономисты, хотя судя по всему мы потреляи Маркса где-то на полпути. Теория как таковая - превосходная штука. Что касается практики, или "праксиса", как ее судя по всему называют марксисты, потому что они любят букву "икс", так вот, что касается практики: подождите когда вам стукнет шестьдесят или больше, и вы сами расскажете мне о своей сексуальной практике или праксисе, если вы пожелаете, хотя я не могу пообещать вам, что я вас выслушаю и даже если я вас выслушаю, мне скорее всего будет чертовски скучно и я начну искать конкур среди программ по телевидению. В любом случае, вы точно не услышите от меня ничего о моей личной сексуальной практике или праксисе, ни сейчас, ни в будущем.
Но оставим это всё в стороне. Сейчас, в свои шестьдесят лет, я "шестидесятилетний, улыбающийся общественный деятель", как когда-то выразился Йейтс, а он уж он-то точно был мужчиной. И во всём этом только моя вина. Сначала я появляюсь на свет до того, как изобрели женщин, а потом я живу и живу десятилетие за десятилетием, пытаясь изо всех сил быть правильным мужчиной, до такой степени, что я забываю о том, чтобы оставаться молодым, и я не справляюсь с этим. И даже времена моих глаголов путаются: вот я молодая, а вот вдруг раз! - и мне было шестьдесят лет.
Настоящий мужчина нашел бы, как исправить положение. Он обошелся бы без пистолетов, но применил бы что-то более дейтсвенное чем крем Oil of Olay. Но у меня не получилось. Я ничего не смогла поделать. Я просто напросто не смогла оставаться молодой. И вот я оглядываюсь на все мои усердные попытки, потому что я действительно пыталась, я пыталась изо всех сил быть мужчиной, быть правильным мужчиной, и теперь я понимаю, что мне не удалось быть мужчиной, ведь я в лучшем случае неправильный мужчина. Поддельный фальшивый второсортный мужчина с бородкой в десять волосинок и с точками с запятой. И я спрашиваю себя, зачем? Иногда мне кажется, что лучше бы бросить это занятие. Иногда мне кажется, что мне пора осуществить свое право выбора, резко остановиться у барьера и сбросить фашиста головой вниз, раз у ж у меня никак не получается притворяться правильным мужчиной и изображать из себя молодость. Может быть, мне стоит начать притворяться старой женщиной? Не уверена, что старых женщин уже изобрели; но попытаться стоит .
__________________________________
* игра слов: sentence - это "предложение" и "приговор". short sentence - короткое предложение или короткий приговор. long sentence - длинное предложение или длительный приговор. life sentence - предложение жизни или пожизненный приговор. death sentence - cмертельное предложение или смертный приговор
** тоже игра слов "липосакция" созвучна словам lips - губы, а suction значит "высасывание"
А? Я чего-то не помню, или народ Геда сразу и был аттестован как краснокожие, в противоположность белокожим варварам, которые пришли их убивать, и на которых у Геда способности и вскрылись?..
только во время секса,
Во время, гм, брачного периода, а не конкретно секса. Настолько они не полиморфны.
Кроме того, пол рассказчика, который прилетел на эту планету извне и принадлежит только к одному из полов, открывается только ближе к концу книги (во всяком случае в английском оригинале).
Надо перечесть) Мне всегда казалось, что там сразу сказано, что мужчина, ну и соответственно отношения двух протагонистов робко намекали на гомосексуальность, даром что у второго кеммер прорезался женский, конечно, в итоге.
Однако! В русском переводе Джентли Аи сразу был мужчиной.
Так, например, в «Волшебнике Земноморья», ле Гуин уходит от описания внешности главного героя в начале повествования и только во намного позже в тексте прокрадываются намеки на то, что он далеко не светлокожий.
А вот это правда. Когда каргадцы нападают на деревню Геда говорится, что они рослые и блондинистые, а внешность островитян не описывается и я лично их белокожими представляла.
Вообще смешное эссе и немного грустное. На дайри каждый второй - мужчинка как У. Ле Гуин
Лучше всего читать переводы Тогоевой, ну или оригинал.
Спасибо за перевод.
там сначала не свосем заметно. лично мне сначало показалось, что нападавшие просто ну очень бледные, бледнее просто белых, таких как Гед. но опять же, я дсконально не помню, помню, что обсуждали мы это дело, и к некоторым осознане его расы так и не дошло за всю книгу. только где-то в конце!
Во время, гм, брачного периода, а не конкретно секса. Настолько они не полиморфны.
извиняюсь, исправлю!
Надо перечесть) Мне всегда казалось, что там сразу сказано, что мужчина, ну и соответственно отношения двух протагонистов робко намекали на гомосексуальность, даром что у второго кеммер прорезался женский, конечно, в итоге.
на русском языке невозможно написать глаголы в прошедшем времени в нейтральной форме. в англйском варианте "I said", а по-русски приходится выбирать между "я сказал" и "я сказала" (проклятие переводчика, в принципе и для понимания этого эссе эти глаголные формы имеют значение, но что нельзя перевести, то нельзя перевести). то, что кеммер у партнера оказался женским - это пожалуй единственное однозначное доказательство того, что ГГ - мужчина. до этого о его поле можно только догадываться (что я и делала на протяжении всего романа)
snowflake_flying, спасибо!
snowflake_flying, да, так и есть. мы как бы стремимся быть "людьми, т.е. мужчинами"... а зачем?
саша джонс, возможно, дело в переводе.
Алатау, Жаль, что я не могу читать её книги — скучно, длиннотно для меня пишет.
согласна, я "Левую руку тьмы" начинала раз пять. и всё думала "доколе!!!" но когда вчиталась, мне понравилось, и до сих пор вспоминаю многие ее идеи устройства общества
а попробуйте начать с "Волшебника Земноморья". эти книги написаны для подростков, там язык попроще и много приключений
пожалуйста!
помню, что обсуждали мы это дело, и к некоторым осознане его расы так и не дошло за всю книгу. только где-то в конце!
ну, тут ещё другое бывает (не говорю, что в этом случае так и было, но обычно именно это причина): куча народа в тех же америках не воспринимает героев иначе как белыми. Все небелые не могут быть героями по определению. У Нила Геймана в Американских богах в первой главе про этнос гг диалог - ниеееет, он белый, говорят читатели. У Сьюзен Коллинз в Голодных играх Ру описана как темнокожая - ниееет, почему она не белая в фильме, проклятая политкорректность, говорят читатели.
До экранизаторов на ББС вообще про этнос не дошло ничего, не к ночи будь помянуто то извращение, которое они назвали экранизацией Земноморья: все земноморцы белые, кроме бфф главгероя - токен-чернокожего на отвяжись.
По поводу пола ГГ в "Левой руке тьмы" - я читала на английском несколько месяцев назад, мне казалось, там довольно быстро становится понятно, что речь о мужчине. Я помню, что в какой-то момент там Аи как раз рассуждает о том, что если бы вместо него прислали женщину, то наверное, ей было бы очень обидно не вызывать никаких сексуальных порывов у местных - и вот тогда-то я и поняла окончательно, что Аи мужчина. Ну и по ходу текста в рассуждениях противопоставлялась именно типично-мужская манера поведения поведению местных, как мне показалось. Может, я там неверно прочла, конечно.
Короче почувствовала себя глупее, чем есть на самом деле. Ибо вроде складно и по-русски, но до меня смысл с трудом дошел и то не весь.
да, так и есть. мы как бы стремимся быть "людьми, т.е. мужчинами"... а зачем?
А затем, что это следствие всё еще патриархальной культуры, которая говорит нам, что человек - это мужчина. Вот и пытается "нечеловеческая" половина человечества примазаться к м-полу, чтобы очеловечиться. Впрочем я этой заразой "мужепоклонства" переболела еще до 25 лет, жаль, что многие на дайри застревают в этой уродливой пси-защите.
kerry-lla, Эллеонор, ничего страшного. не переживайте
Иногда мне кажется, что мне пора осуществить свое право выбора, резко остановиться у барьера и сбросить фашиста головой вниз, раз у ж у меня никак не получается притворяться правильным мужчиной и изображать из себя молодость. Может быть, мне стоит начать притворяться старой женщиной? Не уверена, что старых женщин уже изобрели; но попытаться стоит .
Вот эти вот строки лично для меня расставили всё по местам и то, что было до них резко обрело смысл. Стало как-то грустно.