Первый текст, в котором появился термин "интерсекциональность" (который предлагается русифицировать как "теория пересечений") - это работа Кимберли Креншоу «Обозначая границы: интерсекциональность, политика идентичности и насилие в отношении женщин небелого цвета кожи» (
Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics and Violence Against Women of Color - ссылка на pdf). Это большой текст, в котором Креншоу анализирует проблемы домашнего насилия и изнасилования и то, как эти проблемы решаются юридически и путем таких практик, как убежища для женщин и т.д. Ее интересует положение небелых женщин и то, насколько методы решения проблем, разработанные для белых женщин, применимы к ним.
Проблема политики идентичности не в том, что она не может превзойти различия, как утверждают некоторые критики; наоборот - она часто размывает или игнорирует различия внутри группы. В контексте насилия над женщинами игнорирование различий является фундаментальной проблемой, потому что насилие, которое переживают многие женщины, часто определяется другими измерениями их идентичностей, такими, как раса или класс. Более того, игнорирование различий внутри группы часто приводит к напряжению между группами - еще одна проблема политики идентичности, которая мешает усилиям по включению насилия над женщинами в спектр политических проблем. Работа феминисток по политизации женского опыта и работа антирасистов по политизации опыта небелых людей часто проходит так, словно проблемы и опыт, который они описывают, происходят во взаимоисключающих областях. Хотя расизм и сексизм регулярно пересекаются в реальной жизни, в феминистской и антирасистской практике они как будто существуют отдельно.читать дальше
В доказательство этого критического утверждения Креншоу анализирует множество примеров из практики работы с сексуальным и домашним насилием среди небелых женщин. Она выделяет ряд проблем:
1. Структурные пересечения дискриминации.
- Небелые женщины значительно чаще оказываются также бедными, безработными, необразованными и с детьми на руках. В то же время они чаще сталкиваются с дискриминацией при получении образования и приеме на работу из-за пола и цвета кожи одновременно.
- Среди них много иммигранток, которые зависят от мужей, потому что по условиям иммиграции они обязаны прожить в "полноценном" браке с гражданином страны два года, прежде чем получат право на самостоятельное гражданство, и муж тем самым может их шантажировать и контролировать. Более того, они часто зависят от мужа в вопросах получения информации о том, как именно обстоят дела с гражданством, что дает ему еще больше власти.
- Многие из них не говорят по-английски и зависят в вопросах получения информации от мужей, друзей и родственников. Также в небелых сообществах люди часто живут более скученно, и женщина постоянно находится на виду у родственников, не может позвонить или поговорить с кем-то так, чтобы это не было подслушано. Это не только усиливает их социальную зависимость и незащищенность, но и становится препятствием для получения помощи.
- Сексуальное насилие над небелыми женщинами реже рассматривается как преступление в полиции, дела реже доводятся до суда и реже выигрываются.
- Финансирование организаций, работающих с небелыми женщинами, обычно структурировано так же, как при работе с белыми, поэтому, скажем, информирование женщин об их правах, поиск работы и жилья и т.д. считаются задачами менее значимыми, чем, скажем, сопровождение дел об изнасиловании. Так происходит потому, что белые женщины среднего класса (аудитория таких организаций "по умолчанию") обычно способны найти и использовать информацию и контакты самостоятельно или с минимальной помощью. То, что для небелых женщин это сложная задача, и задача первостепенной, часто жизненной важности, не учитывается.
2. Политические пересечения дискриминации.
- Небелые женщины принадлежат как минимум к двум группам - женщины и небелые люди. Антирасисткий активизм обычно основан на опыте небелых мужчин, а феминистский - на опыте белых женщин. Небелые женщины часто сталкиваются с расизмом в форме иной, чем небелые мужчины, а с сексизмом в форме иной, чем белые женщины, и это обусловлено не просто суммированием дискриминаций, а их пересечением, или наложением друг на друга.
- Антирасисты и феминистки могут преследовать политические цели, противоречащие друг другу. Один из примеров Креншоу: когда она обратилась в полицию за статистикой по изнасилованиям и домашнему насилию среди небелых меньшинств (где показатели насилия значительно выше белых районов), ей сообщили, что активисты (феминистки и антирасисты) просили эту статистику не публиковать во избежание ложных интерпретаций. Активистки, борющиеся с домашним насилием, боялись, что проблему домашнего насилия сочтут проблемой расовых меньшинств и спишут как "внутрирасовые разборки", а не систематический сексизм; антирасисты боялись, что эту статистику станут использовать для подтверждения стереотипов о небелых людях как от природы более склонных к насилию. В результате небелые женщины остались в уязвимом положении.
- Антирасистские активисты склонны замалчивать домашнее и сексуальное насилие, совершаемое небелыми мужчинами, потому что это один из популярных аргументов белых расистов - что небелые не могут контролировать свою сексуальность и свои порывы к насилию в целом (и поэтому их должны контролировать белые). (Отступая от Креншоу, хочу сказать, что про конструирование подобных стереотипов белыми колонизаторами и плантаторами для поддержания и оправдания расового расслоения написано немало, например, есть прекрасная книга Энн Столер (Ann Stoler) Carnal Knowledge and Imperial Power: Race and the Intimate in Colonial Rule).
- Феминистские активистки, не учитывая расовый аспект в своей деятельности, склонны игнорировать опыт и проблемы небелых женщин, особенно необразованных и бедных. Даже деятельность убежищ для жертв домашнего насилия часто исключает небелых женщин, женщин необразованных, женщин с детьми-мальчиками и женщин, не знающих языка. Креншоу приводит шокирующий пример такого систематического политического пересечения: в убежище для жертв домашнего насилия обратилась женщина, которая плохо говорила по-английски. Она ушла из дома вместе с сыном-подростком и бродила по улицам. Ей отказали потому, что женщины в этом убежище обязательно занимаются в группе взаимопомощи, а она не смогла бы этого делать из-за незнания языка. Даже после того, как убежище согласилось сделать исключение и просто пустить женщину переночевать, чтобы в дальнейшем найти ей убежище, работающее на испанском, они настаивали, чтобы во время процедуры приема женщина объяснялась с ними на английском, и отказались принять перевод ее сына-подростка, потому что это "ставило ее в еще более уязвимое положение". Конечно, ее сына они тоже не могли принять, потому что он был мальчиком. Женщина перестала звонить и обращаться в убежище, и ее дальнейшая судьба неизвестна.
- Внутри феминистского активизма существуют определенные требования к активистской деятельности и активистскому опыту, которые основаны на положении белых женщин. Часто предлагаемые методы активизма и борьбы подходят для образованных белых женщин, у которых есть свободное время и которые могут читать литературу. При организации убежищ, проведении конференций и т.д. предпочтение отдается активисткам, в резюме которых есть "признанные" организации, вузы и т.д., поэтому небелые активистки систематически оказываются "за бортом" даже в вопросах, в которых они со своим опытом небелых женщин фактически более авторитетны.
Анализ Креншоу демонстрирует, как представления о гендере, расе и классе пересекаются и образуют сложные идентичности, которые не являются просто суммой идентичностей; и соответствующим образом формируются дискриминационные поля на пересечении дискриминаций. Креншоу предлагает подходить к борьбе с дискриминацией с учетом этих факторов и разрабатывать новые теории и практики борьбы за равенство, которые учитывают то, как дискриминации поддерживают и формируют друг друга. P.S.: примером теории пересечений является идея
кириархата.
Кимберли Креншоувзято у Св.
@темы:
Матчасть,
Сексизм,
Интерсекциональность
ага, это в свое время меня зацепило за живое, как вроде бы и против расизма борются и против сексизма, а остается такое "слепое пятно"