Вот уже пару лет я слежу за творчествои Ильи Рашапа, и даже не столько за творчеством, сколько за его "разборами полетов", в которых он обсуждает присланные читателями фотографии. Очень интересно послушать рассуждения на тему композиции, линий, того, как можно "рифмовать" между собой разные части фотографии. Он часто бывает резок и саркастичен, но говорит много чего по существу.

Честно говоря, никогда не заморачивалась на тему того, что он местами мизиогиник. Ну да, он имеет дело с моделями ню, использует обнаженное женское тело в качестве "материала" для своих фотографий, иногда относится к моделям потребительски ("ваша задача как фотографа - помучать модель": сказано с юмором и в принципе про модель юбого пола, но все-таки). Кроме того проскакивали фразы вроде "гендер - это о том, что женщины должны сидеть на шее у мужчин" (про фотографию, на которой девочка сидит у папы на плечах). Ну в общем, есть некая картина преступления, но я как-то не запаривалась.

Опять же, фотографии дают неограниченные возможности прочтения: ню-фотографии можно читать "по шерсти" (как воплощение эротических фантазий или оду конкретному женскому телу), так и против шерсти (как борьбу модели и фотографа за власть, как демонстрацию протеста итд итп). В общем это неоднозначный жанр и его продукты не всегда сугубо мизогиничны.

И тут после долгого перерыва увидела на его жж фотографию в очень неожиданном для него стиле (во-первых, все одетые, во-вторых, свет кинематографический). Вот:


И, что еще необычнее, подробный отчет о том, что он хотел этой фотографией выразить (обычно Рашап просто пишет "приятного просмотра" и все):

"Идея фотографии была такая:
порассуждать на тему “гендера” и взаимоотношений в современной семье, а заодно затронуть гипертрофированный до уродства нынешний феминизм. Из прекрасной мысли “социального равенства женщин и мужчин” феминизм превращается в обсуждение бабищами (это верное слово) брить или не брить им ноги. А женщина стремится не самоактуализироваться в обществе, а под предлогом “кругом сексизм” потерять все черты женственности. Есть и другая сторона медали, когда современный мужчина приобретает женские черты, как внешне, так и психологически.
Тема слишком глобальна для решения ее в одной фотографии, но можно считать, что это одно из фото будущей серии.

Это фабула. Теперь конкретно про сюжет:
классический мужчина, средних лет, который смотрит кино на старом кинопроекторе. Он помещен в пространство советской квартиры, но все это перенесено в уличную локацию. Этот конфликт (по сути, — парадокс) важен, ибо хотелось, чтобы в фотографии одна реальность сменяла другую. В луче проектора показывается кинофильм, — элемент совершенно чуждого мужчине мира, который он воспринимает скорее как сказку, антиреальность. Главная героиня фильма при этом как бы проскальзывает из кинопленки в мир настоящий, прорисовываясь и в нем тоже, становится телесной и осязаемой. В то же время, внутри холодной картинки кинокадра появляется и прорывается теплый свет (окно и лучики сквозь синее стекло), тем самым смешивая кино и реальность воедино.
А на одной линии с гламурной героиней кино стоит вполне реальная женщина, может быть, жена мужчины, вызывая неизбежное сравнение."

"гипертрофированный до уродства феминизм..."
При этом очень интересно то, что фотограф называет неухоженных и небритых феминисток "бабищами", а мужчина на его снимке в равной степени заброшенности именуется им не иначе как "классический мужчина средних лет". В общем, есть над чем порассуждать.

Причем получился такой интересный эффект, что сама фотография даёт гораздо более интересные виды прочтения, чем предоставленный аффтфром. Например, та сама "страшная бабища" не видится гораздо более интересным и живым персонажем, чем дива у микрофона. Если я с кем-то из этих троих и хотела бы поговорить, то только с ней. Она - самая активная из всех, о чем говорит ее поза. Опять же, ее бигуди и маска, которые как раз и делают ее уродливой - это, как ни парадоксально, средства для достижения КРАСОТЫ. Другими словами, она как раз-таки делает всё, чтобы соответствовать идеалу женственности с кудрявыми волосами и безупречной кожей! И тем не менее - проигрывает!

Кроме того, тени на фоне кирпичной стенки явно спорят между собой, и тут я опять на стороне женщины. Потому что мужчина смотрит на нее снизу вверх в позе отстраненного критика (сложа руки на груди).

В общем для меня это фото как раз о том, что феминизм в современном обществе нужен прямо-таки ПОЗАРЕЗ. Во-первых, потому что мужчина пассивен и тем не менее сохраняет за собой власть. Во-вторых, потому что погоня женщины за красотой для того, чтобы ублажить мужчину, оканчивается ее полным поражением (потому что всегда есть краше, а если даже нет, то мужчина может сослаться на жажду разнообразия). В-третьих, потому что бегство в "сказки" и гиперреальность", которыми увлекается главный герой, не решат наши проблемы.

Это фотография как раз о том что "сон разума рождает чудовищ" (совсем по Гойе), и прямо-таки удивительно, что сам автор этого не замечает.

упд: The Eternal Question уще подметила, что вальяжный мужчина на фото наслаждается рабским трудом сразу двух женщин.

ссылка на весь пост