Тему «Женщины и СМИ» следует рассматривать в нескольких аспектах:
1. Представленность женщин в средствах массовой информации. Что подразумевает анализ числа женщин в журналистской профессии, их положения в отрасли (в частности, представленность женщин на руководящих должностях).
2. Образы женщин в журналистских и рекламных материалах (как именно транслируются женские образы в СМИ). Здесь также исследуются количественные и качественные характеристики.
3. Представленность интересов женщин в СМИ как социальной группы (доступ женщин к СМИ).
ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН В СМИ: ГЕНДЕРНАЯ ЦЕНЗУРА
читать дальше
Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Такс «Сила слова», изданной при участии интернациональной группы писательниц — членов международной писательской организации «Женский мир» («Women's World») — Всемирной организации женщин в защиту прав, литературы и развития.
Эта группа изучает проблемы гендерной цензуры с 1986 года. Исследовательницы исходят из определения цензуры, которое шире традиционного, используемого большинством правозащитных организаций:
«Мы определяем цензуру как всякий способ, с помощью которого идеи и произведения искусства, которые выражают взгляды, не совпадающие с доминирующей идеологией, не допускаются к предполагаемой аудитории, — пишет Мередит Такс. — Такие произведения могут быть конфискованы или запрещены, проигнорированы, оклеветаны, осмеяны или намеренно ложно истолкованы.
Гендерная цензура, как мы её видим, гораздо шире и более распространена, чем официально организованный контроль. Она встроена в целый ряд общественных механизмов, которые заглушают голоса женщин, отрицают ценность их опыта и исключают женщин из политического дискурса.
Цель такой цензуры — затуманить реальные условия жизни женщин и несправедливость патриархальных гендерных отношений. Она ставит перед собой задачу запугать писательниц и журналисток, избирая в качестве мишени тех женщин, которые не хотят «знать своё место», чтобы тем самым заставить замолчать других. Среди тех, кто заставляет молчать писательниц, есть государственные чиновники и религиозные фанатики. Однако существуют и другие силы цензуры: родители, которые считают, что не имеет смысла вкладывать деньги в образование дочерей, учителя, которые советуют девочкам ограничить свои амбиции материнством, издатели, которые не считают нужным публиковать книги, написанные женщинами, и критики, неспособные всерьёз воспринимать произведения, созданные женщинами».
Примеры гендерной цензуры:
— унизительные для женщин слоганы рекламы типа «Женщина — друг бизнесмена»
— В.В. Жириновский, лидер партии ЛДПР: «Женщина — друг человека, сразу после лошади и собаки»;
— близкое по смыслу выражение М. Зязикова (президента Ингушетии): «Если в доме две жены,
то собака уже не нужна»),
— заявления политиков о том, что «не для женщин и детей пишется Конституция»;
— программа на канале «Культура» «Шедевр может создать только мужчина» (авторы и ведущие — М. Швыдкой и А.Гордон).
Свободу печати и права женщин в СМИ нельзя рассматривать изолированно — ведь если женщины как социальная гендерная группа не имеют тех же
возможностей в этой сфере, что и мужчины, то истинной свободы СМИ в таком обществе не существует.
Позволю себе процитировать интервью с Ольгой Ворониной (директором Московского центра
гендерных исследований (МЦГИ), которое я сделала год назад.
– Существует ли гендерная цензура в России?
– Существует, но как скрытое явление на уровне подсознательных традиционных установок людей, которые работают в СМИ – как на уровне руководства, так и среди обычных журналистов. Определено можно сказать, что доступ женщин для выражения своих мнений и социальных интересов в СМИ чрезвычайно затруднен. Даже женщины-журналистки чаще всего говорят и пишут «не своим голосом» и воспроизводят стереотипный образ «слабого пола», озабоченного удачным замужеством и шопингом. Разумеется, на этом фоне не нужны статьи или репортажи о дискриминации женщин в политике или на рынке труда в России. А в тех редких случаях, когда интервью дает профессионально успешная женщина, она – в угоду общественному мнению – может подчеркнуть, что вовсе не феминистка, а вот так случилось, ей просто повезло сделать карьеру, и она, конечно же, сама стирает мужу рубашки и печет пироги детям.
ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ЖЕНЩИН В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ольга Воронина в исследовании «Гендерная экспертиза законодательства Российской
Федерации о средствах массовой информации» в частности рассматривает доступ женщин к СМИ и их представленность как гендерной группы.
В данной проблеме она на выделяет два аспекта:
1) Представленность как гендерной группы для выражения мнений и интересов;
2) Доступ к профессиональной деятельности в СМИ.
«Доступ женщин для выражения своих мнений и интересов в СМИ чрезвычайно затруднен, — считает Воронина. — Как правило, выразителями интересов женщин оказываются мужчины: их очень любят спрашивать, в чем счастье женщин и они уверенно отвечают «в мужчинах».
Женщины, сумевшие что-либо сказать в СМИ, представляют собой обычно две крайности: с одной стороны, это те, которые педалируют свою природную женскую специфику (неважно, матери или гетеры); с другой — те, которые боятся всего женского и отрицающие свою гендерную принадлежность. Но помимо них есть и другие — женщины, говорящие о том, что «миф женственности» служит средством маскировки сексизма и что единственный путь быть настоящей женщиной (как и настоящим мужчиной) — это свободно выбирать свой путь и не быть объектом манипуляции. Эти женщины практически лишены права представить свое мнение в СМИ — здесь мы сталкиваемся с гендерной цензурой».
Относительно доступа женщин к профессиональной деятельности в СМИ можно привести Данные Международного фонда женщин в СМИ (США) на 2002 год. Согласно исследованиям фонда, женщины занимают не более 12 процентов позиций руководителей СМИ во всём мире (в Японии — 4%, в Южной Африке — 8%, в США — 34%). О женщинах пишут и снимают мало — 17% от всей информации (в России женщинам посвящено по разным данным от 1 до 2 процентов от всех площадей центральных газет по отечественным исследованиям).
Большинство медиа-кампаний мира не имеют отдельной политики, посвящённой женскому вопросу, женщины в большинстве СМИ представлены как жертвы или сексуальные объекты, 64% от всех опрошенных журналистов в 44 странах отметили, что женщины неадекватно представлены в СМИ. В частности, женщины-лидеры игнорируются СМИ почти всех стран, лишь 15% первополосных материалов газет всего мира так или иначе говорят о женщинах, женщин не привлекают в качестве экспертов и аналитиков».
Ольга Воронина считает, что существующую ситуацию с отражением образа женщин в СМИ можно квалифицировать как нарушение свободы слова для женщин по крайней мере по двум основаниями:
1) недостоверная информация в СМИ о женщинах и для женщин,
2) отсутствие доступа женщин как гендерной группы к СМИ и препятствия для равной
профессиональной активности и профессионального продвижения.
ИНТЕРНЕТ – КАК НОВЫЙ ТИП МЕДИА
С появлением такого информационного ресурса как сеть Интернет, у женщин, казалось бы, увеличились шансы включить свои гендерные интересы в сферу глобального информационного обмена. Однако по данным ООН, большинство женщин, особенно в развивающихся странах, не имеют эффективного доступа к расширяющимся каналам электронной информации и поэтому не могут создавать сети, обеспечивающие их альтернативными источниками информации.
Поэтому необходимо вовлекать женщин в процесс принятия решений относительно разработки новых технологий, с тем, чтобы они в полной мере участвовали в их становлении и деятельности. В странах со свободным доступом к компьютерам все большее число женщин осваивает компьютерные технологии и Интернет.
За период c 1995 по 1998 г. количество выхода женщин в Интернет согласно подсчетам выросло с 8,1 млн. до 30,1 млн. в мировом масштабе и достигло 43,3 млн. в 2000 г.
Российская женская интернет-аудитория растет чрезвычайно быстро. С 2009 по 2011 год процент женской аудитории среди пользователей в российском сегменте интернета увеличился с 43% до 50%. Можно смело предсказывать, что при сохранении нынешних темпов скоро у интернета будет женское лицо. При этом речь идет не только о социальной активности (женщины традиционно более активны в социальных сетях и на форумах), - пишет для русскоязычного сайта Forbes Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures.
Создание электронной почты, рассылок и соцсетей предоставило женщинам более быстрый и дешевый способ распространения информации и возможность более эффективного общения, организации и объединения усилий.
В последние годы во многих регионах наблюдается рост числа альтернативных СМИ
контролируемых женщинами (термин «альтернативный» может означать как альтернативное использование основных средств, так и создание новых). Независимые СМИ, контролируемые женщинами, включают печатные издания, видео- и кинопродукцию, радиовещание, а также новые технологии передачи информации. Женщины создают и используют альтернативные и коммуникационные каналы для поддержания своих усилий, защиты своих прав, расширения форм своего представительства и для выступления против распространения стереотипов в
культуре. В рамках основных СМИ также увеличивается количество продукции, производимой женщинами и для женщин. Немалую роль здесь играют женские неправительственные организации.
Самым частым и, возможно, наиболее значительным явлением, согласно сообщениям правительств, стало появление колонок и программ, посвященных проблемам женщин, а также открытие издательств и вещательных станций для женщин. Эти новые информационные каналы способствовали расширению участия женщин и созданию их положительного образа в средствах массовой информации.
Это укрепляет их способность бороться на международном уровне с отрицательным изображением женщин и со случаями злоупотребления влиянием СМИ как важной отрасли экономики.
Нам необходимо самим создавать и укреплять средства массовой информации и разрабатывать подходы, устраняющие тенденциозное с гендерной точки зрения программирование.
Из доклада Наталии Биттен "Женщины и СМИ"
Весь доклад.
(с)
Женские журналы:
Мужские журналы:
Женщины и СМИ
Тему «Женщины и СМИ» следует рассматривать в нескольких аспектах:
1. Представленность женщин в средствах массовой информации. Что подразумевает анализ числа женщин в журналистской профессии, их положения в отрасли (в частности, представленность женщин на руководящих должностях).
2. Образы женщин в журналистских и рекламных материалах (как именно транслируются женские образы в СМИ). Здесь также исследуются количественные и качественные характеристики.
3. Представленность интересов женщин в СМИ как социальной группы (доступ женщин к СМИ).
ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН В СМИ: ГЕНДЕРНАЯ ЦЕНЗУРА
читать дальше
Из доклада Наталии Биттен "Женщины и СМИ"
Весь доклад.
(с)
Женские журналы:
Мужские журналы:
1. Представленность женщин в средствах массовой информации. Что подразумевает анализ числа женщин в журналистской профессии, их положения в отрасли (в частности, представленность женщин на руководящих должностях).
2. Образы женщин в журналистских и рекламных материалах (как именно транслируются женские образы в СМИ). Здесь также исследуются количественные и качественные характеристики.
3. Представленность интересов женщин в СМИ как социальной группы (доступ женщин к СМИ).
ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН В СМИ: ГЕНДЕРНАЯ ЦЕНЗУРА
читать дальше
Из доклада Наталии Биттен "Женщины и СМИ"
Весь доклад.
(с)
Женские журналы:
Мужские журналы: