Когда Дональд Трамп сказал, что у журналистки Фокс Ньюс, Мегин Келли, "шла кровь откуда-то оттуда", он продемонстрировал, что культурные табу и заблуждения о менструациях исчезают очень и очень медленно. Трамп позже отрицал, что считал пристрастными вопросы Келли во время президентских дебатов только потому, что у нее, якобы, были в этот момент месячные. Он оправдывался, что говорил о носовом кровотечении, а не то, что все подумали.
Его первоначальный комментарий, произнесенный в то время, как женщины управляют компаниями и странами, вызвал общественное негодование. Это звучало довольно странно, словно 50 лет назад, когда женщины только начали отвоевывать возможность полноценно работать, как мужчины, а некоторые наоборот, как консервативная активистка Филлис Шлефлай, утверждали, что женщины слишком гормонально неустойчивы чтобы занимать руководящие должности.
читать дальшеВ самом деле, тяжело найти общество, религию или место на земле, где никто не заставляет женщин* чувствовать себя грязными, виноватыми, недостаточно хорошими или опасными из-за их менструального цикла. "Табу о менструациях так распространены, это целый слой культуры", - говорит Беверли Страссманн, антропологиня и биологиня Мичиганского Университета, изучающая запреты, связанные с менструациями.
Но существует пара исключений: общества, в которых к менструациям относятся с почтением.
Негативные ассоциации распространены. Женщинам запрещают заниматься сексом, изгоняют из мест религиозного культа, а то и вовсе заставляют уйти жить в специальные места. Разные теории говорят о разных причинах возникновения этих предрассудков: от страха мужчин перед смертельными бактериями до верований, что менструальная кровь приманивает хищников и сводит животных с ума.
Но у различных культур есть разные позиции. В обществах, где женщины переживали менструации только раз в пару лет из-за беременностей и долгого грудного вскармливания, могло быть меньше негативных предрассудков о месячных. Так считает Альма Готтлиб, профессорка антропологии и гендерных исследований Университета Иллиноиса и авторка книги "Магия крови: антропология менструаций".
"Юроки, индейское племя с северо-западного побережья Америки, включало в себя группу привилегированных женщин, которые видели в менструациях особый период очищения", - говорит Альма. Как и многие женщины, живущие вместе, время наступления месячных у них совпадало. "Одновременный цикл позволял им проводить вместе особые ритуалы, это время считалось у них периодом наиболее глубокого духовного опыта".
Женщины Рунгу с Борнео не считают менструации чем-то особенным. "Они не говорят, что это очищает, они не говорят, что это что-то грязное", - говорит Готтлиб. "Это всего лишь телесная жидкость, которая иногда должна уйти. У них нет особых эмоций по этому поводу".
Кормящие женщины Улити (острова южной части Тихого океана) обычно присоединются к менструирующим вместе с детьми в особых хижинах. “Это что-то вроде вечеринки”. Такие хижины могут быть пыткой для женщин в других местах, “но здесь все по-другому”, - говорит Альма.
В некоторых частях Ганы, Западная Африка, юные девушки сидят под красивыми церемониальными зонтиками во время первой менструации. “Семья дарит ей подарки и платит дань”, - говорит Готтлиб. “За ней ухаживают, как за королевой.”
Для женщин Бенг (Кот-д'Ивуар) существуют более положительные ограничения, хотя и введенные мужчинами. “Пожилой мужчина, их местный религиозный лидер, сказал мне, что менструация - это словно цветок дерева. Нужно время, перед тем как он превратится во фрукт. Это совершенно другая идеалогия, отличная от идеалогии греха, грязи и скверны”
_____
Перевод: there will be blood
Источник: npr.org(с)