Культура неуважения: классизм – это не только дискриминация, но и идеология ее оправдания
__________
Что значит "классизм" и как определить суть классистской дискриминации?
Государства-члены ЕС и Еврокомиссия регулярно публикуют статистические данные по социальному положению людей с опытом бедности или из рабочих семей и по их включенности в систему образования. За основу берется уровень образования родителей и вытекающий из него доступ к материальным и нематериальным ресурсам общества. В этом контексте исследователь_ницы понимают жизненную ситуацию исследуемых людей как результат дискриминации, социального неравноправия и социальной изоляции. Они прямо указывают на эти факторы как на причину бедности, но в то же время среди факторов социальной изоляции, пересекающихся с опасностью бедности, есть и другие параметры дискриминации, такие как гендер, не-европейское происхождение или наличие инвалидностей. Сделать эти проблемы видимыми и изменить ситуацию стремятся различные движения за социальную справедливость, в частности рабочее, профсоюзное, женское движения и движение против классизма.
читать дальшеСлово "классизм" было придумано в США по аналогии с такими терминами, как расизм, антисемитизм и (гетеро)сексизм. Как и эти слова, термин "классизм" обозначает одну из форм дискриминации и угнетения. При этом в таком понимании классизм включает в себя больше, чем просто отсутствие доступа к материальным ресурсам и к участию в политических решениях.
Хотя за точку отсчета при анализе классизма берется роль человека в процессе производства, такой анализ учитывает не только экономическое положение – важную роль играют и другие факторы, такие как гендер. Например, женщина-уборщица в частной квартире в среднем получает 8 евро в час. При этом такие трудовые отношения обычно ненадежны [*] и невидимы. Если рассмотреть рынок услуг по уборке в целом, то выяснится, что труд мужчин и женщин оплачивается по-разному. К примеру, уборкой зданий и территорий занимаются в основном мужчины, и они обычно работают по трудовому договору, защищены системой социального страхования и зарабатывают больше.
Когда мы говорим о классизме, речь всегда идет в том числе о процессах непризнания и исключения на культурном, институциональном, политическом и индивидуальном уровнях, например когда человеку отказывают в соблюдении прав, игнорируют и принижают е_е образ жизни и жизненные ценности. Понятие "класса", которое лежит в основе критики классизма, опирается на экономическое положение как базовую категорию, но в то же время понимается как изменяемое и расширяемое. При всей проблематичности обозначений "верх" и "низ", они все-таки используются в антиклассистской просветительской работе для описания проявлений классизма. Под "правящим классом" имеются в виду те люди, которые обладают власть принимать решения и распределять ресурсы в центральных общественных институтах (например, в политике). "Класс собственни_ц" – это те люди и семьи, которые располагают настолько высокими доходами, что могут позволить себе нанимать других людей, которые будут работать вместо них. Под "рабочим классом" имеются в виду люди, чей доход состоит из почасовой или поденной оплаты труда. К "низшему классу" относятся, например, безработные и люди, живущие за чертой бедности, то есть те, кто частично или полностью зависит от государственной или другой системы помощи.
Как уже упоминалось выше, понятие "классизм" было придумано в США, и история его появления тесно связана с новыми социальными движениями против сексизма и расизма. Это понятие появилось практически одновременно с понятием "сексизм" и в той же политической среде. Впервые оно было использовано в 1974 году в публикациях лесбийской группы The Furies ("Фурии"), где женщины из рабочих семей и c различным опытом столкновения с расизмом и гетеросексизмом говорили о своем угнетении на основе социального происхождения.
В 1985 году понятие "классизм" появилось в книге нидерландской феминистки Ани Мёленбелт “Бороться с болезнью, а не с пациентом. О сексизме, расизме и классизме” (De ziekte bestrijden, niet de patiënt. Over seksisme, racisme en klassisme). В Германии на книгу практически не обратили внимания, и понятие классизма во всей его комплексности поначалу не имело резонанса в женском движении Германии и других европейских стран, хотя в это время уже писалось достаточно академических трудов о проблемах класса и гендера среди женщин из рабочих семей.
Начиная с конца 90-х публикуется все больше аналитических работ о пересечениях гендера и класса. Например, британская социологиня Беверли Скеггз утверждает, что в процессе социализации человек усваивает не только гендерную роль, но и "класс" как культурно-обусловленную модель поведения. С этим тесно связаны и различия в восприятии девочек и женщин в зависимости от их социального происхождения. Суки Али, другая британская социологиня, пришла к выводу, что девочкам, которые ведут себя шумно и занимают пространство, учителя скорее приписывают рабочее происхождение. Девочкам азиатского происхождения, наоборот, приписываются такие качества, как сдержанность и аккуратность. Поэтому их скорее относят к среднему классу, даже если они из бедной семьи. Поэтому современные феминистские исследования выступают за то, чтобы тщательно изучать классовый опыт разных женщин и их опыт столкновения с классизмом, так же как и другие стигматизации и приписывания качеств в образовательных контекстах, во всей их сложности и разноплановости. Именно это может помочь выяснить причины маргинализации и успешно с ними бороться.
Экономическое неравенство – по крайней мере в "демократических" странах – невозможно поддерживать без оправдывающей его идеологии. Ведь для неравного распределения ресурсов нужно обоснованное оправдание. Поэтому классизм включает в себя еще и дискурсивную схему обоснования, цель которой – легитимировать определенные представления о людях, которых систематически лишают социальных и материальных благ.
В исследовании "Специальный Евробарометр: бедность и изоляция", опубликованном в 2007 году, впервые на уровне ЕС – пусть и довольно осторожно – в качестве проблемы обозначена не только экономическая реальность бедных и бездомных людей, но и направленные на них дискриминация и предрассудки. В ЕС за чертой бедности или под угрозой бедности живут 68 миллионов граждан_ок. В отчете показано, как воспринимают бедность и изоляцию в странах ЕС (например, что граждан_ки думают о бездомных). Это восприятие сильно зависит от собственного экономического положения человека: чем он_а богаче и социально защищенней, тем меньше он_а обращает внимание на бедность.
Исследование также показывает, насколько бедные люди исключены из социального и культурного участия в обществе. Особенно примечательны предрассудки: 30% опрошенных считают, что бедные люди всю жизнь были бедными, 20% объясняют бедность тем, что бедные люди "ленивые" и что им "не хватает силы воли". Только 1% граждан_ок могут представить себе, что тоже могут стать бездомными. Бедные люди зачастую воспринимаются как Другие, и, как показывает исследование, люди стараются держаться от них подальше, если бедность не касается их лично.
Такие взгляды не являются неизбежными, и для их возникновения есть свои причины. Они – результат сложных структурных процессов угнетения с очень долгой историей. Долгое время для этих процессов не было названия. Понятие "классизм", которое опирается на понимание класса как конструкта, дает новые возможности для анализа общественных механизмов власти. Анализ классизма также рассматривает стереотипизацию и дискредитацию, которые сопровождают социально-политический статус, и сопутствующие им стратегии легитимации.
Традиционный марксистский анализ классового общества, наоборот, до сих пор сосредоточен на центральной роли экономического положения и продолжает исходить из допущения, что, стоит только улучшить общее экономическое положение людей, как классовая проблема будет решена. Однако до сих пор нет ни одного исторического примера, чтобы эта тенденция уравнения экономического положения всех граждан_ок (как, например, в бывших странах Советского блока) автоматически уничтожила бы дискриминацию и межклассовые отношения власти.
Существует множество научных исследований, которые показывают, что люди из "низших" социальных классов подвергаются различным видам дискриминации. Так, ученые из университета Дуйсбург-Эссен исследовали доступ к амбулаторной психотерапии и установили, что "для лиц с низким уровнем образования (8 классов или ниже) и детей родителей с таким уровнем образования доступ к психотерапии существенно затруднен. У людей с более высоким уровнем образования (полное среднее или выше) и детей родителей с таким образованием наблюдается значительно больше возможностей доступа к психотерапевтическим услугам".
Исследователь_ницы Влатка Фркетич и Пэрри Перссон Баумгартингер в своей работе демонстрируют, как безработные и находящиеся в поиске работы транс* люди подвергаются множественной дискриминации на австрийском рынке труда. Вот что говорит од_на из опрошенных: "Я нахожусь в процессе поиска работы, и пытаюсь найти хотя бы что-то, что из-за моего возраста уже сложно. Боюсь, что если я приду на собеседование в своем "желаемом гендере", у меня не будет вообще никаких шансов".
Исследование ученых из Йены на тему "Признание и безработица" доказывает, что безработные очень часто прилагают колоссальные усилия к поиску работы. Они активны, завязывают полезные знакомства, но сталкиваются с массированным подавлением со стороны СМИ и государственных ведомств: давление, дискриминация, подозрения, постоянные проверки, необходимость оправдываться. Такая дискриминация приводит к депрессиям и психосоматическим заболеваниям. Иногда дискриминацию человек переживает даже тяжелее, чем саму безработицу.
Новые образы и идеи для преобразования общества могут возникнуть, только если мы научимся осознавать нормативную силу классовых отношений и сопутствующей им культуры неуважения и господства, только если мы научимся понимать и анализировать классы как структуры и конструкты. В справедливом обществе оптимальный и равный доступ к системе образования должен начинаться с раннего детства, благодаря системе бесплатных яслей, детских садов и качественных школ, и эта система должна работать так, чтобы образовательные биографии детей не определялись их семейными структурами. Голоса людей, которым нужна помощь и поддержка в сложных жизненных ситуациях (родитель_ницы-одиночки, пожилые люди, люди с инвалидностью, бежен_ки и другие), должны быть слышны и видимы в контексте образования, политики и науки. Без этого у нашего общества не появится новых перспектив.
__________
Heike Weinbach: Kultur der Respektlosigkeit // an.schläge, Oktober 2014
__________
[*] Ненадежные, или прекарные трудовые отношения – термин из профсоюзного движения. В таких отношениях работни_цы не защищены трудовым законодательством, не получают социальных гарантий, защиты от увольнений и т.п.
(с)
Бангладешские работницы текстильной индустрии на первомайской демонстрации.
Классизм
Культура неуважения: классизм – это не только дискриминация, но и идеология ее оправдания
__________
Что значит "классизм" и как определить суть классистской дискриминации?
Государства-члены ЕС и Еврокомиссия регулярно публикуют статистические данные по социальному положению людей с опытом бедности или из рабочих семей и по их включенности в систему образования. За основу берется уровень образования родителей и вытекающий из него доступ к материальным и нематериальным ресурсам общества. В этом контексте исследователь_ницы понимают жизненную ситуацию исследуемых людей как результат дискриминации, социального неравноправия и социальной изоляции. Они прямо указывают на эти факторы как на причину бедности, но в то же время среди факторов социальной изоляции, пересекающихся с опасностью бедности, есть и другие параметры дискриминации, такие как гендер, не-европейское происхождение или наличие инвалидностей. Сделать эти проблемы видимыми и изменить ситуацию стремятся различные движения за социальную справедливость, в частности рабочее, профсоюзное, женское движения и движение против классизма.
читать дальше
(с)
Бангладешские работницы текстильной индустрии на первомайской демонстрации.
__________
Что значит "классизм" и как определить суть классистской дискриминации?
Государства-члены ЕС и Еврокомиссия регулярно публикуют статистические данные по социальному положению людей с опытом бедности или из рабочих семей и по их включенности в систему образования. За основу берется уровень образования родителей и вытекающий из него доступ к материальным и нематериальным ресурсам общества. В этом контексте исследователь_ницы понимают жизненную ситуацию исследуемых людей как результат дискриминации, социального неравноправия и социальной изоляции. Они прямо указывают на эти факторы как на причину бедности, но в то же время среди факторов социальной изоляции, пересекающихся с опасностью бедности, есть и другие параметры дискриминации, такие как гендер, не-европейское происхождение или наличие инвалидностей. Сделать эти проблемы видимыми и изменить ситуацию стремятся различные движения за социальную справедливость, в частности рабочее, профсоюзное, женское движения и движение против классизма.
читать дальше
(с)
Бангладешские работницы текстильной индустрии на первомайской демонстрации.