Несмотря на то, что этот старый аргумент уже множество раз был опровергнут, многие все еще уверены, что "угнетенн_ая не может быть угнетатель_ницей".
Когда я был студентом-первокурсником в преимущественно белом колледже, меня возмущал тот факт, что другие студент_ки постоянно отрицали существование расизма. Будучи PoС[*] и квиром[**], я начал заниматься политическим активизмом и старался создать пространства для ЛГБТКИАП- и PoC-студенто_к.
И хотя в этот период у меня уже было очень чёткое понимание того, что я являюсь меньшинством в множестве жизненных сфер, я очень мало задумывался о том, в каких сферах у меня были власть и преимущество. Как сравнительно светлый цвет моей кожи влияет на мой опыт с расизмом и обеспечивает мне безопасность в определенных контекстах? Были ли помещения, в которых я организовывал различные культурные события, оборудованы для нужд людей с инвалидностью? Сопровождались ли доклады сурдопереводом? Насколько на мой успех в колледже повлиял тот факт, что у моих родителей есть высшее образование?
Фокусируясь только на своем статусе меньшинства, я упускал из внимания проблемы, которые касались других людей, а в самом худшем случае даже бессознательно участвовал в угнетении. Со временем я понял, что моя роль "борца с угнетением" заключается не только в том, чтобы говорить о собственных трудностях, но и в том, чтобы постоянно анализировать собственные привилегии.
Если я заявляю, что стараюсь создать пространства, безопасные для всех людей, и борюсь за освобождение всех людей, мне необходимо внимательнее посмотреть на себя, свои привилегии и на то, с какой перспективы я смотрю на мир.
В начале мне очень не нравилась идея размышления над своими привилегиями. И хотя я понимал сам концепт привилегий, для меня это было в первую очередь нечто, что вредит мне, а не что-то, от чего я получаю выгоду. Когда ты сам захлебываешься в токсичности расизма, сексизма, гомофобии, эйблизма, фэтфобии, трансфобии и так далее, может быть очень сложно принять идею о том, что у тебя тоже есть привилегии. Наш статус маргинализованн_ой человека остается в центре нашего внимания, потому что он имеет наибольшее влияние на нашу повседневную жизнь.
То, что мы делаем, очень ценно – у нас достаточно смелости, чтобы публично высказываться против дискриминации и вместе идти к общей цели. Но если мы будем фокусироваться только на нашей собственной маргинализации (или считать себя неспособными на угнетение других), долгосрочное воздействие нашего активизма может оказаться гораздо более вредоносным, чем мы бы хотели, – мы можем ответить на угнетение еще большим угнетением. Мы можем не знать, что делаем что-то не так, и вставать в защитную позу всякий раз, когда кто-то указывает нам на ошибки. Мы можем эксплуатировать нашу маргинализованную идентичность, чтобы избежать ответственности за участие в угнетающих практиках: "Но я же _____, как я могу быть _____". Эти распространенные реакции очень проблематичны, и способствуют усилению разобщенности.
читать дальшеВот несколько вещей, которые стоит принять во внимание, когда ты сталкиваешься с проблемой принятия ответственности за свои привилегии.
1. Будь так же усерд_на в изучении своих привилегий, как и в изучении своей маргинализации.
Я – квир, PoC, гендерквир, страдающий от тревожного расстройства и депрессии. В то же время, я англоговорящий гражданин США, у меня есть крыша над головой, у меня есть доступ к медицинской и психологической помощи, в данный момент у меня нет инвалидности, я принадлежу к среднему классу, у меня светлая кожа, худое телосложение, высшее образование, я вырос в благополучной семье.
На самом деле, создать этот второй список было так же сложно, как найти иголку в стоге сена, так что вполне возможно, что я что-то упустил из виду. Самое коварное в наших привилегиях – это то, что мы часто даже не знаем, что они у нас есть. А когда мы об этом узнаем, нам сложно понять, как именно они проявляются в нашей жизни.
Если ты – белая женщина из рабочего класса, подумай о том, что ты все еще получаешь выгоду от системы институционализованного расизма и белых привилегий. Если ты мужчина, квир и PoC, проверь себя на наличие сексистских установок. Усвоенные в процессе социализации опрессивные установки влияют на всех нас, неважно, сколько у нас при этом маргинализованных идентичностей.
Углубись в историю идентичности, к которой ты не принадлежишь. Старайся понять свои привилегии в разных контекстах – дома, на работе, в спальне, где угодно. Власть и привилегии существуют в множестве разных форм, и чем чаще мы их будем распознавать, тем более осознанно мы будем действовать в будущем.
Это не просто понять, но на самом деле признание себя теми, кто мы есть, во всей сложности и многогранности наших идентичностей, может научить нас более глубокой эмпатии и помочь построить настоящие отношения с людьми, имеющими другой опыт.
2. Признай, что угнетение внутри угнетенных групп существует.
Когда я был студентом, я посетил Национальную конференцию по проблемам расы и этничности в сфере высшего образования. Я был одним из участников афро-американской рабочей группы. Когда подошла моя очередь рассказывать о своем опыте, я говорил о своих трудностях с афро-американской идентичностью – о моем противоречивом опыте человека со светлой кожей (я использовал для этого слово "fair" – в английском языке оно также имеет значения "чистый", "незапятнанный"). Позже ко мне подошла пожилая женщина с более темным цветом кожи и указала мне на проблематичность использования слова "fair". В ее поколении это слово означает превосходство – если люди со светлой кожей называются "чистыми", что это значит для тех, у кого кожа темнее? Как их назвать?
Хотя я ранее уже задумывался о своих привилегиях в этой области, тогда я просто оторопел и почувствовал стыд. Этот разговор послужил мне эмоциональным напоминанием о том, что хотя у меня общая история с другими афро-американцами, я все еще более привилегирован. Если ты разделяешь с другими общую "зонтичную" идентичность, это не значит, что стирается власть, которую ты можешь иметь внутри этой группы.
Постарайся обратить внимание на то, как твои идентичности сдвигаются в зависимости от контекста. Например, хотя мой гендер с маскулинной репрезентацией часто становится мишенью агрессии и насилия в мейнстримной культуре, в пространствах для квиров и фем[***] он дает мне привилегии.
Также важно понять, что иногда маргинализованные люди хотят пообщаться только между собой. Когда они просят союзни_ц "остаться дома", это может вызвать у тебя недоумение: "Но ведь мы же с вами солидарны!". Такие пространства, предназначенные только для носителей конкретной идентичности, зачастую вызывают гнев и недовольство, но они необходимы для выживания маргинализованных людей. Не забывай о том, что есть опыт, которым не всегда хочется делиться с тем, кто его не имеет.
3. Слушай, признавай значимость чужого опыта и только потом примеряй ситуацию на себя.
Когда мы ищем поддержки, чтобы пережить наш негативный опыт, естественно, мы хотим, чтобы этот опыт и наши переживания были признаны значимыми. Мы хотим, чтобы другие поняли, какой путь мы прошли и что пережили.
В то же время, последняя вещь, которую я хочу услышать в качестве реакции на рассказ о проявлении расизма, – это что-то вроде: "Слушай, я гей, и я абсолютно понимаю твои проблемы" от какого-нибудь белого цис-гея из высшего среднего класса.
Вместо того, чтобы сразу же связывать чужой опыт со своей жизнью, сначала вырази сочувствие, прояви заботу, спроси, какая поддержка нужна человеку. Ищи золотую середину между пониманием отношения твоего собственного угнетения к чужому и обесцениванием чужого опыта.
4. Будь терпелив_а с собой и с другими.
Ничто из того, что я здесь объясняю, не является легким, особенно, если тебе уже приходится разбираться с собственными проблемами. Мне очень хорошо знакомо то чувство, когда тебе указывают на твои привилегии, хотя ты уже долгие годы считаешь себя активист_кой. Каждый раз, когда я вижу (или мне говорят), что мои привилегии заставили меня что-то упустить из виду, поддержать чужое угнетение или продемонстрировать чувство вседозволенности, в моей голове проносится миллион мыслей, в основном таких: "Как же я мог так поступить? Я ведь сам угнетен, мне уже пора бы научиться замечать такие вещи!".
В чувстве вины и неуверенности в себе, которые появляются после таких случаев, нет ничего приятного, но я научился принимать их как часть процесса обучения. Мне пришлось научиться прощать себя снова и снова и продолжать работу, внеся коррективы в свое поведение.
Оставайся вер_на себе в таких ситуациях. Если ты признаешь, что у тебя есть власть, это не уничтожит внезапно все те трудности, с которыми ты сталкиваешься сам_а. Точно так же, как быть жертвой угнетения не значит не иметь никаких привилегий. Научись прощать себя за ошибки и принимать ответственность за последствия своих действий.
5. Помни, чтó ты выигрываешь.
Мы все представляем из себя совокупность наших идентичностей, убеждений, практик и ценностей. И наше понимание самих себя очень сильно влияет на то, как мы участвуем в работе по уничтожению всех видов угнетения. Процесс анализа нашей власти и выбор отказаться от ее части забирает очень много эмоциональных ресурсов, особенно если мы не можем понять, "какая нам от этого выгода".
Правда в том, что этот процесс несет в себе очень много положительных результатов, даже для людей, которые угнетены по нескольким параметрам. Анализ собственных привилегий может привести к лучшему пониманию самих себя и всей системы угнетения. И когда у нас будет лучшее понимание того, как наша власть может вредить другим, мы сможем изменить свое поведение и построить более сильные союзы. Мы сможем использовать наши привилегии, чтобы добиться изменений.
_______
оригинал Michal 'MJ' Jones: 5 Ways Marginalized People Can Recognize Their Privileges In Other Areas
url
_______
[*] PoC, WoC (англ. person/ people of color – досл. "человек/ люди цвета"; woman/ women of color – досл. "женщина/ женщины цвета") – англоязычное нерасистское обозначение и самонаименование представитель_ниц угнетенных рас и этничностей (в рамках идеологии белого превосходства). Мы используем эту аббревиатуру, потому что в русском языке пока не существует аналогичного нерасистского понятия.
[**] Квир (англ. queer – иной) – термин используется для обозначения любой, не соответствующей традиционной, модели поведения и идентичности. Квир-идентичность позволяет одновременно сделать политическое заявление против гетеронормативности и вместе с тем отказаться от традиционной политики категоризации идентичностей.
[***] Фем (англ. femme) – термин, использующийся в ЛГБТКИАП-сообществах для обозначения идентичности феминного спектра.