К счастью, я никогда не подвергалась изнасилованию, зато теперь я примерно знаю, чего ожидать от моих подруг, если я вдруг подвергнусь.
Дело обстояло так: я пошла в кабинет для обработки видео и аудио и занялась проектами. Оказалось. что в кабинете было еще два человека: мой однокурсник и его друг. Для простоты повествования и для анонимности назовем этого друга Васей. Вася с самого начала выказывал ко мне неподдельный интерес, каждые пять минут спрашивал, как у меня идут дела. подсаживался ко мне и просил рассказать побольше о том, чем я занимаюсь и послушать кусочки записей. К его честь надо сказать, что он действительно мне помог решить некоторые технические вопросы, за что я его отблагодарила. Но он видимо подумал, что с этого момента он может постоянно докучать мне своей гипертрофированной заботой.
"В этом кабинете есть женщина, и я знаю, что ей нужна помощь!" кричал он и рвался мне помочь, хотя никаких проблем у меня не было.
"Я тебе могу телефончик оставить, если будут технические вопросы, я с радостью помогу." На что я ответила, что пикапер из него хреновый и надеялась, что на этом все остановится.
Но не остановилось. Вася, пользуясь тем, что бежать мне некуда (ведь мне хотелось доделать гребаные проекты), начал подкатывать совсем явно, пристраиваясь сзади, гладя мне спину и приговаривая: "У тебя все получится..." (предполагая, что его мнение мне, конечно, небезразлично). Я бросала на своего однокурсника злобные взгляды, но он только разводил руками, дескать "не сторож я Васе своему". Мощная лапища Васи проелозила по моей спине много и много раз, но наконец-то я доделала то, что мне надо было доделать и покинула "гостеприимное" общество. Вася выразил глубокую скорьб по этому поводу и не забыл напомнить про телефончик. А еще он добавил: "Я не потому говорю, что мне хочется тебя в постель заманить!" Посмотрел на однокурсника и рявкнул: "Эй, а ты чего не смеешься!?"
--------
Инцидент, казалось бы, незначительный. Наверное, с чем-то подобным сталкивается 80% девушек ежедневно. Неприятно, унизительно, но, к счастью, и это проходит и превращается в анекдот из жизни пресмыкающихся. Но самое интересное не это. Самое интересное это реакция моих подруг на эту простую историю.
--------
Сначала я рассказала ее своим адекватным подругам. И подытожила: "Представьте себе, и на мне был просто вот этот свитер, ничего особо женственного." "Да какая разница, что на тебе было, парень явно мудак, он должен сам понимать, что лапать незнакомых людей нехорошо!" В ответ на мой рассказ рни привели еще кучу похожих историй и рассказали, как они чувствовали себя в каждой из ситуаций, и как это сложно: пресечь действия мудака и при этом не потерять собственное лицо. Ведь одно дело, если можно от него сбежать в другое место, а другое дело - когда мудак знает, что ты никуда не уйдешь: на остановке, в очереди к врачу или в другом подобном месте. И ведь если скажешь ему: "Чувак, хватит домогаться", то он еще и оскорбит тебя: "Чо, уродина, думаешь я тебя хочу? Да ты на себя в зеркало посмотри." И в любом ведь случае получается, что мудак выигрывает. Так мы поговорили и про патриархат, и про идентификацию с агрессором, в общем, с пользой провели вечер.
-----
Потом я рассказала то же самое подругам, за которыми я то и дело замечаю мелкие мизогинические замашки. И что сказали мне они: "Да ты просто не привыкла к мужскому вниманию! Вот у меня есть чувак на работе, который постоянно отвешивает мне комплименты, носится за мною, приглашает на свидания, просит телефончик. А я ему говорю: "Ну, может быть." Но пока он руки не распускает, я просто купаюсь в его внимании, и это клево. А вот если бы он руки распускал, то я бы ему сказала, чтобы прекратил немедленно."
Вторая подруга подтвердила: "Да! тебе надо было ему сказать! Почему ты ему ничего не сказала? Откуда он мог знать, что тебе это не нравится? А если он потом пойдет рассказывать об этом своим друзьям и скажет: "Эти бабы такие непонятные: я им с техникой помогаю, а они нос воротят! Дуры!" Так получится, что все остальные тоже пострадают." Я пыталась было возразить, что незнакомых людей не следует трогать вне зависимости от пола и от того, помог ты им с видеофайлом или нет. Но это было за пределами их понимания.
Нет, они не говорили, что трогать всех подряд можно. Но они говорили, что мне, как женщине, надо бы знать, как "вежливо, но эффективно" отказывать мужчине в физическом контакте. То есть, да, мальчик виноват. Но мальчик, возможно, просто не понял. Мальчику надо было объяснить очевидное. И не как-нибудь (ударом по яйцам или громким выговором), а деликатно. Посмотреть на него надо было. Просто, млеать, ПОСМОТРЕТЬ. Так, чтобы он понял. А если я не посмотрела да так, чтобы он понял, то сама виновата, в принципе.
------
Если вы после этого задаете себе вопрос: "А почему ты, собственно, называешь людей из второй группы подругами?", то знайте: я себе его тоже задаю.