Однажды сотрудни_цы врачебного кабинета, недавно прошедшие в нашем агенстве курс о насилии в партнерских отношениях, позвонили нам на горячую линию. В кабинете врача сидела лесбиянка, крайне напуганная своей перевозбужденной и абьюзивной[*] партнеркой, ожидавшей ее в приемной. В их отношениях было очень много эмоционального и физического насилия. Обсудив ситуацию, мы решили, что нужно тихо вывести девушку через заднюю дверь, посадить в такси и отправить в убежище для жертв насилия, а также обратиться в полицию. Нам пришлось дополнительно предупредить сотрудников кризисного центра, которые занимаются контролем пострадавших, о том, что агрессоркой является женщина, так как, к сожалению, некоторые абьюзерки приезжают в убежище и притворяются жертвами насилия, чтобы найти своих партнерок. Сложно в такое поверить, да?
Сама мысль о том, что в романтических и сексуальных отношениях между женщинами бывает насилие, кажется нелепой. Ведь все истории о насилии, которые мы слышим практически каждый день, всегда касаются только гетеросексуальных отношений. И, казалось бы, у женщины не может быть такой власти над своей партнеркой, которая обычно бывает у мужчины над женщиной. Ведь каждая женщина, особенно не гетеросексуальная, угнетена?.. Когда же речь заходит о возможном дисбалансе власти в отношениях между женщинами, люди теряют интерес.
читать дальшеНу, а что если я скажу вам, что одна из причин, по которой женщины, абьюзящие своих партнерок, остаются безнаказанными - это именно невидимость проблемы? Стереотип о том, что в отношениях между женщинами нет и не может быть насилия, приводит к тому, что жертвы зачастую просто не осознают, что происходящее с ними действительно ненормально, и практически никогда не решаются обратиться за помощью. И именно поэтому нам необходимо говорить об этой проблеме.
Согласно основному положению теории интерсекциональности, угнетение влияет на людей со множественными пересекающимися идентичностями по-разному. Таким образом, женщины в гомосексуальных отношениях испытывают многоуровневое угнетение, и поэтому их опыт, связанный с насилием со стороны партнерки, уникален. В связи с этим я предлагаю рассмотреть четыре мифа о насилии в лесбийских отношениях, которые могут помешать жертвам обратиться за помощью.
Миф № 1. Две женщины обладают одинаковой властью в отношениях, так что насилие может быть только разве что взаимным.
По какой-то причине, когда речь заходит о насилии в отношениях, люди теряют способность к критическому мышлению и в первую очередь вспоминают все стереотипные общественные представления о насилии. В первую очередь они думают о мускулах и физической силе, и, предполагая, что у двух женщин всегда примерно одинаковый размер и сила, считают, что ситуация, в которой одна женщина доминирует над другой и абьюзит ее, невозможна. Многие также верят в то, что раз женщин обычно воспитывают нежными и заботливыми, то они в принципе не способны проявлять агрессию в отношениях.
Но если ты думаешь, что в гомосексуальных отношениях не может быть неравенства, то ты явно позабыл_а о множестве факторов, таких как расизм, интернализованная гомофобия, эйблизм, неравное финансовое положение, возраст и так далее, каждый из которых даже по отдельности способен создать очень сильный дисбаланс привилегий между двумя женщинами. Грустная правда заключается в том, что физическое насилие и угрозы действительно случаются в отношениях между женщинами, хотя многим и хочется верить, что мы на такое просто не способны.
От 17 до 45% лесбиянок сообщают о том, что были жертвами хотя бы одного акта физического насилия со стороны партнерки, и почти 50% лесбиянок сообщают о сексуальном абьюзе. В опросе 1100 лесбиянок, проведенном в 2007 году, более половины опрошенных указали, что были жертвами абьюза со стороны партнерки в какой-то момент жизни.
В одном исследовании говорится, что 10% лесбиянок становились жертвами физического насилия, такого как удары, пинки и укусы. В 21 случае убийств партнеркой в лесбийских отношениях, которые были зафиксированы в 2013 году, только 19% жертв были белыми цисгендерными лесбиянками.
Физическое насилие и оскорбления могут быть взаимными, поэтому очень важно посмотреть на динамику власти в отношениях, чтобы понять, что происходит на самом деле.
Миф № 2. В лесбийских отношениях не бывает сексуального абьюза.
Обществу очень сложно принять мысль о том, что сексуальное насилие - это не только принудительная пенетрация (причем обычно имеется в виду только принудительное проникновение пениса в вагину), так что неудивительно, что люди не верят, что в лесбийских отношениях бывает сексуальный абьюз.
Но сексуальное насилие - это гораздо больше, чем приведенное выше ограниченное определение. Мы знаем, что принуждение играет огромную роль в сексуальном абьюзе, точно так же, как угроза применения физического насилия. Сексуальный абьюз может систематически разрушать чью-то самооценку и приводить к тому, что человек подчиняется требованию совершить сексуальный акт, в том числе такой, который е_й кажется болезненным или унизительным, просто чтобы партнерка оставила е_е в покое.
Примеры сексуального абьюза - это выражение сомнений в сексуальной ориентации патнерки или ее гендерной идентичности, угроза аутинга, унижение партнерки путем рассказа интимных подробностей о ней посторонним людям и так далее.
Эти абьюзивные тактики могут использоваться в любых отношениях, вне зависимости от гендера участни_ц. Но необходимо отдельно отметить, что принуждение к сексу может случаться в том числе и в отношениях между женщинами. Как бы тяжело не было многим поверить в это, женщина может изнасиловать другую женщину.
Миф № 3. Лесбиянки и гетеросексуалки сталкиваются с одинаковыми проблемами, когда пытаются выйти из абьюзивных отношений.
Прежде всего, выход из абьюзивных отношений никогда не бывает легким - ни для кого. Многие абьюзивные тактики используются для того, чтобы заставить жертву остаться в отношениях, внушить ей, что выхода нет. И хотя стороннему наблюдателю кажется, что закончить такие отношения очень легко, сами жертвы абьюза чаще всего не видят возможности уйти из отношений, по самым разнообразным причинам.
А женщинам, которые состоят в гомосексуальных отношениях, приходится сталкиваться еще и с особыми проблемами, которых не бывает у гетеросексуальных женщин. К примеру, гомофобия (в сочетании с гетеросексизмом) является самым главным социальным барьером, который никак не влияет на гетеросексуальных женщин, но почти всегда полностью перекрывает доступ к помощи для женщин, состоящих в гомосексуальных отношениях. Просто подумайте: сколько организаций для переживших партнерское насилие людей вам известно? А сколько из них говорят о том, что открыты для ЛГБТИКАП+ сообщества?
Более того, многим лесбиянкам, бисексуалкам, пансексуалкам и т.д. приходится бороться со своей собственной интернализованной гомофобией. Многие женщины, выросшие в гетеросексистском, ориентированном на "традиционные ценности" обществе, испытывают стыд или даже ненависть к самим себе из-за своей сексуальности, что мешает им обратиться за помощью и играет на руку абьюзеркам. И если женщина не совершила каминг-аут перед близкими или родственниками, она сталкивается с дополнительными проблемами при поиске помощи, потому что это неразрывно связано с аутингом. Находясь в состоянии постоянного стресса от испытываемого насилия, она вынуждена задумываться одновременно и о том, что ее каминг-аут может закончиться изгнанием из семьи или отвержением подруг и других близких людей
Именно по этой причине многие пережившие насилие боятся, что обращение за помощью окажется еще опаснее, чем продолжение отношений. Вкупе с тем фактом, что многие абьюзер_ки и так используют тактику изоляции, чтобы поссорить жертву с близкими, ситуация для ее партнерки становится крайне сложной.
Абьюзивные лесбиянки могут использовать (общественную и интернализованную) гомофобию в своих целях, чтобы сохранить власть над партнеркой. Они могут угрожать сделать партнерке аутинг. В каких-то ситуациях это может привести к потере работы, в каких-то - даже к уголовной ответственности. Если у лесбиянки есть дети, то абьюзерка может угрожать сделать аутинг перед отцом ребенка, или пожаловаться в органы опеки.
Для WoC[**]-лесбиянок выход из абьюзивных отношений может быть еще сложнее, потому что им приходится сталкиваться не только с сексизмом и гомофобией, но и с расизмом. Из-за предвзятого отношения полиции и судов к PoC, мысль о том, чтобы искать помощи у представителей власти, может быть для WoC более пугающей, чем сам абьюз. WoC-лесбиянки подвержены еще большей опасности оказаться в изоляции. Они могут быть недостаточно представлены в преимущественно белых лесбийских группах, в которых обычно говорят об абьюзе так, как будто у всех одинаковый опыт. И любое утешение, которое WoC-лесбиянка может найти среди женщин своей этничности, может быть у нее отобрано, когда эти женщины узнают о ее ориентации.
Думаю, не стоит даже пояснять, какие серьезные преграды создает общество женщинам с инвалидностью или нелегальным мигранткам, которые хотят получить помощь и выйти из абьюзивных отношений с другой женщиной.
Каждый такой фактор усложняет проблемы, с которыми приходится сталкиваться жертве насилия со стороны партнерки, и позволяет абьюзерке сохранить власть и контроль в отношениях.
Миф № 4. Абьюзеркой всегда является более маскулинная женщина
Во-первых, далеко не всегда одна из женщин в отношениях маскулинна.
Во-вторых, нет никакой связи между маскулинностью женщин и их склонностью к насилию.
Это правда, что некоторые бучи используют свою маскулинность, чтобы абьюзить других женщин, но вероятность того, что маскулинная женщина станет абьюзеркой, ничуть не выше вероятности того, что феминная женщина окажется склонной к насилию в отношениях. Миф о связи маскулинных признаков и абьюза очень вредит бучам, которые пытаются выйти из абьюзивных отношений. Абьюзеры тоже знают о существовании этих стереотипов, и феминнная лесбиянка вполне может использовать их для контроля над партнеркой. Например, она может угрожать рассказать полиции и окружающим, что на самом деле она является жертвой, зная, что ей скорее всего поверят из-за более "агрессивного" вида партнерки.
Помните, что внешность и манера одеваться никак не связаны с тем, как человек ведет себя в отношениях с другими людьми.
_______
Robin J. Landwehr: 4 Myths About Intimate Partner Violence in Lesbian Relationships // EverydayFeminism.com
***
Согласно правительственному исследованию США от 2010 года, насильник оказывается мужчиной в 98,1% случаев, если потерпевшей была женщина, и в 93,3% случаев, если потерпевший - мужчина.
Тем не менее, оставшиеся проценты, какими бы незначительными они не казались, нельзя игнорировать. Женщины также становятся жертвами сексуальных посягательств со стороны других женщин. Точно так же, как в случаях сексуального насилия, совершенного мужчинами, насильницей часто оказывается партнерка, или кто-то, кто имеет некую власть над потерпевшей, знакомая или незнакомка. Изнасилование женщиной происходит с разными женщинами, и с гетеросексуалками в том числе. Из-за того, что эту тему окружает невежество и отрицание, потерпевшая зачастую боится рассказывать о своем опыте, потому что опасается, что ей никто не поверит. Этот страх также является причиной того, что многие не могут позвонить даже на анонимную горячую линию, обратиться за медицинской помощью или в полицию, рассказать о случившемся по_другам. Гетеросексуальные женщины боятся, что их примут за лесбиянок или бисексуалок. История напряженных отношений с полицией приводит к тому, что многие ЛГБТКИАП-люди не обращаются за помощью. Этому также способствует страх стать жертвой гомофобии или трансфобии после неизбежного аутинга в суде.
С точки зрения закона, определения изнасилования и "насильственных действий сексуального характера" разнятся от страны к стране, и даже от региона к региону в рамках одного государства. В некоторых случаях изнасилование понимается исключительно как действия, которые мужчина совершает по отношению к женщине. В других случаях определение сексуального насилия более инклюзивно и не указывает пол преступника и жертвы, а также включает в себя различные действия, такие как пенетрация с помощью пальцев, неких объектов, пениса.
Но кажд_ая переживш_ая изнасилование заслуживает адекватной помощи. Поэтому нам необходимо признать, что сексуальное насилие женщин по отношению к женщинам является реальностью, чтобы потерпевшие могли получить необходимую помощь и поддержку.
_______
Sexual Assault by a Woman // Our Bodies Ourselves
[*] Абьюз - деструктивные романтические/дружественные/родственные отношения между людьми, включающие в себя широкий спектр возможного насилия со стороны одного из действующих лиц, начиная от оскорблений или издевательств и заканчивая физическим и сексуальным насилием.
[**] PoC, WoC (англ. person/ people of color – досл. "человек/ люди цвета"; woman/ women of color – досл. "женщина/ женщины цвета") – англоязычное нерасистское обозначение и самонаименование представитель_ниц угнетенных рас и этничностей (в рамках идеологии белого превосходства). Мы используем эту аббревиатуру, потому что в русском языке пока не существует аналогичного нерасистского понятия.
(с)
Невидимые жертвы: замалчивание проблемы насилия в отношениях между женщинами
Однажды сотрудни_цы врачебного кабинета, недавно прошедшие в нашем агенстве курс о насилии в партнерских отношениях, позвонили нам на горячую линию. В кабинете врача сидела лесбиянка, крайне напуганная своей перевозбужденной и абьюзивной[*] партнеркой, ожидавшей ее в приемной. В их отношениях было очень много эмоционального и физического насилия. Обсудив ситуацию, мы решили, что нужно тихо вывести девушку через заднюю дверь, посадить в такси и отправить в убежище для жертв насилия, а также обратиться в полицию. Нам пришлось дополнительно предупредить сотрудников кризисного центра, которые занимаются контролем пострадавших, о том, что агрессоркой является женщина, так как, к сожалению, некоторые абьюзерки приезжают в убежище и притворяются жертвами насилия, чтобы найти своих партнерок. Сложно в такое поверить, да?
Сама мысль о том, что в романтических и сексуальных отношениях между женщинами бывает насилие, кажется нелепой. Ведь все истории о насилии, которые мы слышим практически каждый день, всегда касаются только гетеросексуальных отношений. И, казалось бы, у женщины не может быть такой власти над своей партнеркой, которая обычно бывает у мужчины над женщиной. Ведь каждая женщина, особенно не гетеросексуальная, угнетена?.. Когда же речь заходит о возможном дисбалансе власти в отношениях между женщинами, люди теряют интерес.
читать дальше
(с)
Сама мысль о том, что в романтических и сексуальных отношениях между женщинами бывает насилие, кажется нелепой. Ведь все истории о насилии, которые мы слышим практически каждый день, всегда касаются только гетеросексуальных отношений. И, казалось бы, у женщины не может быть такой власти над своей партнеркой, которая обычно бывает у мужчины над женщиной. Ведь каждая женщина, особенно не гетеросексуальная, угнетена?.. Когда же речь заходит о возможном дисбалансе власти в отношениях между женщинами, люди теряют интерес.
читать дальше
(с)