Все три авраамические религии выступают против идеи доминирования и порабощения одного человека другим. Все три настаивают на том, что мужчина и женщина были сотворены по образу и подобию бога, и что люди любого пола имеют равные права и обязанности перед богом. Все хранят память о сильных и находчивых женщинах, сыгравших важные роли в истории спасения человечества. Однако (как и во всех мировых религиях) в каждой из этих трех религий женщины в конечном итоге были задвинуты на задний план, маргинализованы и исключены из социальной, культурной и религиозной жизни. И, хотя такие эпохальные личности как Иисус, Апостол Павел и Мухаммед полагались на женщин и относились к ним как равным, большинство пришедших после них мудрецов, теологов и богословов проповедовали неприкрытую мизогинию.
В последние годы верующие феминистки бросили вызов этой патриархальной гегемонии. Они выступили за радикальный пересмотр религии с целью исправить превалирующие в ней шовинистские взгляды, согласно которым женщина - "недочеловек". В некоторых случаях активистки добились значительного прогресса. Теперь женщины могут становиться рабанит и священницами. Они пишут работы по теологии и религиозным законам, оспаривая до недавнего времени не подлежавшее сомнениям мужское превосходство. Но религиозный феминизм вызывает серьезную агрессию, в том числе со стороны других верующих женщин, которые, к слову, были самыми яростными противницами рукоположения женщин в священнический сан. Религиозное угнетение женщин - один из самых больших недостатков монотеизма. Несмотря на то, что подобные взгляды противоречат основным принципам их веры, иудейские, христианские и мусульманские мужчины монополизировали божественные откровения и переделали их в соответствии со старыми патриархальными принципами.
читать дальшеТора - вполне реалистичный текст. Например, в Книге Бытия ясно показано, что отношения между полами бывают проблематичными и преисполненными страдания. Книга рассказывает историю дисфункционального святого семейства, в котором мужья и жены ведут борьбу друг против друга. Однако, хотя Бытие является несомненно патриархальным текстом, оно все же не предоставляет иудеям и христианам прообраз угнетения женщин. В самой первой главе говорится, что мужчина и женщина были сотворены "в образе божьем". В Эдеме Ева оказывается первой, кто ослушалась бога, но в то же время она более привлекательный персонаж, чем Адам, который скорее представляется актером второго плана, покорно плетущимся позади жены и отказывающимся разделять ответственность, когда запахло жареным. Когда Авраам использует свою жену Сарру, отправив ее в гарем фараона, чтобы спастись самому, это провоцирует цепь разрушительных событий в его семье. В следующем поколении именно энергичная Ревекка, а не Иаков слышит голос бога и берет в свои руки руководство семьей. А жестокость, которую Иаков проявляет к своей жене Лие, имеет ужасающие последствия и в конечном итоге приводит к кровожадному соперничеству между двенадцатью сыновьями. Кроме того, текст неявно, но однозначно осуждает бессердечное равнодушие Иакова к изнасилованию его дочери Дины.
В более поздних книгах Ветхого Завета сохранены воспоминания о женщинах, которые стали спасительницами и предводительницами своего народа - Деворе, Юдифи и Эсфири. И, в то же время, на этих же страницах мы читаем, что женщины, которых буквально задвигали в еще более дальний угол синагоги, ассоциировались с грехом, злым началом (yetzer hara), были исключены из миньяна (кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для общественного богослужения), и их голоса не были слышны в обществе. Мужчины начали утверждать, что вызов женщины на биму (возвышение в синагоге, на котором стоит стол для чтения свитка Торы) для чтения Торы приведет к уничтожению иудаизма. В иудейских религиозных законах женщины находятся на периферии, они исключены из основного потока социальной жизни. Как заметила одна феминистка-иудейка, женщина стала "евреем, которого не было".
Подобный парадокс существует и в христианстве. У Иисуса были ученицы, которые следовали за ним и помогали ему финансово. Посетив своих подруг Марфу и Марию в Вифании, он похвалил Марию, которая предпочла слушать проповедь наравне с мужчинами вместо того, чтобы помогать Марфе на кухне. Когда Иисус был арестован, по большей части только у женщин нашлось достаточно смелости, чтобы остаться с ним во время казни, в то время как ученики-мужчины ударились в бега. И, согласно Евангелиям, именно женщина была первой, кто получил новость о воскресении.
Апостол Павел писал, что во Христе нет ни мужского, ни женского, в христианстве нет места гендерному неравенству, так же как классовому и расовому. Он говорил о женщинах как о коллегах. Только один раз Павел уступает шовинизму того времени, приказав женщинам Коринфа покрывать головы, когда они пророчествуют на публичных собраниях. Большинство приписываемых Павлу высказываний, которые предписывают женщинам подчиненное положение (например, в письмах Тимофею), были написаны уже после смерти Павла другим христианином, который использовал имя апостола, чтобы указать, что он является его учеником. Святой Лука - евангелист, который ближе всего по духу к Павлу, и его Евангелие позитивней всего настроено к женщинам.
Таким образом, изначально христианство было хорошей новостью для женщин, но уже на раннем этапе его развития были написаны Евангелия, искажавшие идеи Иисуса в угоду патриархальному шовинизму. Христианки тоже оказались на периферии, отделенными от мужчин. Августин Блаженный строго наказывал священникам не приближаться к женщинам - если женщина больна или нуждается в помощи, о ней может позаботиться другая женщина. "Какая разница, говорим мы о жене или о матери? - писал он своему другу. - Ведь все равно речь идет о Еве, соблазнительнице, которой мы должны опасаться во всех женщинах". Августин поставил доктрину о первородном грехе в центр западного христианства. И поскольку именно Ева сорвала запретный плод, женщины, секс и грех слились в одно целое в умах христиан. В христианстве, помимо обычной ноши "неполноценности", женщин бичуют еще и за их сексуальность. Из всех мировых религий христианство испытывало наибольшие проблемы с объединением сексуальности и сакральности. Некоторые отцы Церкви даже приравнивали брак к проституции. Они рассматривали сексуальное влечение как греховное по своей природе и несовместимое с жизнью настоящего христианина. Для Блаженного Августина его обращение в христианство было неотделимо от обета безбрачия. Единственной хорошей женщиной в христианской картине мира была девственница: отрицая свою сексуальность, она могла стать своего рода "почетным мужчиной". В то время как в иудаизме и исламе женщины имели почет и уважение в статусе жен и матерей, христианство на протяжении значительной части своей истории считало целибат единственным уважаемым вариантом. Только в 17 веке христианский брак стал считаться на самом деле святым. Христианкам часто приходилось терпеть тяжесть мужского отвращения к их собственной сексуальности. К примеру, отношение Лютера к сексу было вполне в духе Августина. Он считал, что секс греховен по своей природе, но брак скрывает его завесой благопристойности, так что "бог закрывает глаза на грех". Несмотря на то, что Лютер сам был женат, у него не было времени на женщин, которые, по его мнению, должны были быть наказаны за грех Евы путем исключения из общественной жизни. Он говорил, что женщины должны всегда оставаться в своих домах, "словно гвоздь в стене".
Как и христианство, ислам начинался с позитивных вещей. В самом деле, можно сказать, что эта вера родилась на руках у любящей женщины. Когда Мухаммед получил откровение, это впечатление было настолько сокрушительным, что он трясясь от страха подполз к своей жене Хадидже, которая обнимала и успокаивала его, пока его страх не ушел. Мухаммед был одним из тех мужчин, которые действительно уважают женщин и ищут общения с ними. Женщины были среди первых людей, обратившихся в ислам, а Коран дал им права на наследство и развод, которых у западных женщин не было до 19 века. Хотя среди историков есть разногласия по поводу положения арабских женщин в до-исламский период, все соглашаются с тем, что женщины играли активную роль в ранней исламской общине в Медине. В Коране не содержится однозначных предписаний ни о том, что женщины должны покрывать голову и лицо, ни о том, что они не имеют права покидать дом без сопровождения мужчины. Но уже через три-четыре поколения после смерти Пророка мусульмане начали подражать обычаям греков и персийцев, в обществах которых женщины давно занимали подчиненное положение. Некоторое количество мизогинии они переняли и у христиан. Шариат низводит женщин до граждан второго сорта, хотя идея равенства всех верующих является ключевой в Коране. Кроме того мужчины-юристы интерпретировали и перевели на другие языки заповеди Корана с позиции патриархальных предрассудков, что нанесло положению женщин огромный ущерб.
Улучшение положения женщин было одним из самых важных изменений, произошедших в 20 веке. Изменилась социальная, семейная, интеллектуальная и экономическая жизнь общества. Но, к сожалению, религиозные люди слишком часто пытались и пытаются вернуть женщин на их старое место. Наиболее консервативные верующие всех трех религий отреагировали на эмансипацию женщин в современном обществе ужесточением традиционных ограничений. Харедим (ультраортодоксальные иудеи) подвергают остракизму тех членов общины, которые позволяют своим женам и дочерям даже минимально нарушить строжайший дресс-код. В районах, где проживают харедим, на улицах висят плакаты, призывающие дочерей Израиля одеваться скромно. В некоторых мусульманских кругах никаб и хиджаб стали считаться признаком чистоты ислама. В США протестантские фундаменталисты рассматривают феминизм как одно из наибольших зол нашего времени. Мужья считают себя лишенными мужественности, если видят независимую женщину. Во всех трех авраамических религиях воинствующая религиозность, известная как "фундаментализм", боится быть уничтоженной руками светских и либеральных институтов, и, судя по всему, когда община чувствует себя в опасности, все внимание и опасения направляются на женские тела. В пятом веке н.э., когда варварские племена уничтожали Римскую Империю, епископ Амвросий Медиоланский образовал вокруг алтаря своего рода живую стену из соблюдающих целибат мужчин, чтобы защитить святость мессы. В то же время он сделал девственное тело Марии, матери Иисуса, символом истинного христианства, которое должно остаться незапятнанным заблуждениями вторгнувшихся варваров. Раввины талмудического периода отреагировали на потерю Иерусалима и Храма в 70 году н.э. введением более строгих правил сегрегации мужчин и женщин в синагогах, чтобы держать под контролем "злое начало". Сегодня, когда фундаменталисты боятся разрушения веры, женские тела стали предметами острого беспокойства. Их необходимо укутать в несколько слоев одежды, защитить, отгородить от враждебного внешнего мира - сделать ровно то, что делает целая религиозная община, которая зачастую отдаляется от остального общества, чтобы создать анклав истинной веры, и строит новые барьеры на пути настырного секуляризма.
Но, если отбросить иррациональные страхи, становится очевидно, что маргинализация и угнетение половины человечества - это грех, и это нарушает чистоту и целостность всех трех монотеистических религий. Сборник статей "Daughters of Abraham: feminist thought in Judaism, Christianity, and Islam" особенно ценен потому, что он показывает, как иудейки, христианки и мусульманки работают вместе, чтобы исправить ошибки прошлого. Такое случается не так часто. Женщины всех трех религиозных традиций обычно поддерживали предрассудки мужчин своей веры и даже оправдывали преследования и клевету в отношении иноверцев. Человеческая натура такова, что страдание не всегда меняет нас в лучшую сторону. В библейской истории о Сарре и Агари мы видим, как женщины, чьи жизни были искалечены патриархатом, подвергают абьюзу друг друга. Сарра, с которой ее муж Авраам обошелся как с вещью, отдав ее в гарем фараона, позже с таким же презрением обходится со своей египетской рабыней Агарью (которую Сарра, возможно, бессознательно ассоциирует с пережитым унижением). Когда Сарра отдает Агарь Аврааму в качестве наложницы, чтобы он мог наконец зачать сына, она даже не называет ее по имени. Агарь перестала быть человеком для нее. Забеременев, Агарь, кажется, насмехается над Саррой. В этом доме, где правят мужчины, между двумя угнетенными женщинами разгорается вражда, которая приводит к тому, что Сарра вынуждает Авраама изгнать Агарь и ее сына Измаила в пустыню, что равняется смертному приговору. Но история показывает, что хотя избранным сыном Авраама назван Исаак, Агарь и Измаил тоже избраны. В пустыне Агарь получает божественное откровение, наравне с откровениями, которых были удостоены еврейские Патриархи. Она тоже "видит бога", ее сын станет родоначальником великого народа и будет пророком ислама.
Кажд_ая из нас избрана, даже если е_е избрание относится к совсем другой истории. И одно из испытаний, выпадающее женщинам, которые стали более независимыми, - не впасть в старый добрый шовинизм относительно других религий, привержен_ки которых традиционно воспринимаются как соперни_цы, лицемер_ки, еретич_ки и неверные. Вместо того, чтобы использовать свой опыт угнетения для подчинения других, как это сделали жены Авраама, они должны использовать пережитые страдания, чтобы лучше понять угнетение других. Тогда, вместо того, чтобы просто сравняться с мужчинами, женщины принесут что-то новое и позитивное в религию и изменят ее к лучшему.
Однако, прежде чем женщины смогут внести подобный вклад в развитие религии, верующие должны начать воспринимать их всерьез, - как равных или даже как лидерок. В этой книге профессорка истории Хибба Абугидейри в своем эссе об Агари как модели для "гендерного джихада" высказывает очень ценные мысли. Она указывает на то, что хотя Агарь не упоминается в Коране напрямую, она демонстрирует модель исламского лидерства и реформы. Агарь напоминает нам, что отличительный признак веры - это не пассивность, но требование проявлять инициативу. Женский активизм Агари - когда, несмотря на веру в то, что бог позаботится о ней и об Измаиле в пустыне, она все же без устали бежала между холмами Сафа и Марва, пока не нашла воду, - признан примером для подражания всеми мусульманами. Во время хаджа (паломничества в Мекку) ритуал сай (символическое повторение бега Агари) является одним из столпов исламского сознания. Агарь и Измаил погребены рядом с мечетью Аль-Харам, в сердце исламского мира.
В течение долгих веков женщины этих трех монотеистических религий были вытолкнуты на периферию - несмотря на то, что это нарушает важнейшие принципы самих учений. Мужчины наравне с женщинами должны начать священную войну за то, чтобы сделать явным то, что подразумевается в священных текстах: верующие женщины должны принимать участие в религиозной жизни наравне с мужчинами и, если сила веры позволяют им, они должны становиться религиозными лидерками, как Агарь, которая повела за собой Пророка Измаила.
_______
Armstrong, Karen: Daughters of Abraham: feminist thought in Judaism, Christianity, and Islam. Eds. Yvonne Yazbeck Haddad, and John L. Esposito. Gainesville: University Press of Florida, 2001.
_______
Примечание CYP: многие секулярные феминистки утверждают, что религия и феминизм несовместимы и что религиозных женщин нужно "спасать" от их мировоззрения и "учить их правильной жизни". Во многом это мнение возникает из-за стереотипов, невежественности и нежелания попытаться понять других людей. Мы надеемся, что данный текст помог атеист_кам приблизиться к пониманию того, чем занимаются религиозные феминистки, ну а для верующих просто был интересен сам по себе.
Пророчица Девора (автор неизвестен)
(с)
Дочери Авраама: феминисткая мысль в иудаизме, христианстве и исламе
Все три авраамические религии выступают против идеи доминирования и порабощения одного человека другим. Все три настаивают на том, что мужчина и женщина были сотворены по образу и подобию бога, и что люди любого пола имеют равные права и обязанности перед богом. Все хранят память о сильных и находчивых женщинах, сыгравших важные роли в истории спасения человечества. Однако (как и во всех мировых религиях) в каждой из этих трех религий женщины в конечном итоге были задвинуты на задний план, маргинализованы и исключены из социальной, культурной и религиозной жизни. И, хотя такие эпохальные личности как Иисус, Апостол Павел и Мухаммед полагались на женщин и относились к ним как равным, большинство пришедших после них мудрецов, теологов и богословов проповедовали неприкрытую мизогинию.
В последние годы верующие феминистки бросили вызов этой патриархальной гегемонии. Они выступили за радикальный пересмотр религии с целью исправить превалирующие в ней шовинистские взгляды, согласно которым женщина - "недочеловек". В некоторых случаях активистки добились значительного прогресса. Теперь женщины могут становиться рабанит и священницами. Они пишут работы по теологии и религиозным законам, оспаривая до недавнего времени не подлежавшее сомнениям мужское превосходство. Но религиозный феминизм вызывает серьезную агрессию, в том числе со стороны других верующих женщин, которые, к слову, были самыми яростными противницами рукоположения женщин в священнический сан. Религиозное угнетение женщин - один из самых больших недостатков монотеизма. Несмотря на то, что подобные взгляды противоречат основным принципам их веры, иудейские, христианские и мусульманские мужчины монополизировали божественные откровения и переделали их в соответствии со старыми патриархальными принципами.
читать дальше
Пророчица Девора (автор неизвестен)
(с)
В последние годы верующие феминистки бросили вызов этой патриархальной гегемонии. Они выступили за радикальный пересмотр религии с целью исправить превалирующие в ней шовинистские взгляды, согласно которым женщина - "недочеловек". В некоторых случаях активистки добились значительного прогресса. Теперь женщины могут становиться рабанит и священницами. Они пишут работы по теологии и религиозным законам, оспаривая до недавнего времени не подлежавшее сомнениям мужское превосходство. Но религиозный феминизм вызывает серьезную агрессию, в том числе со стороны других верующих женщин, которые, к слову, были самыми яростными противницами рукоположения женщин в священнический сан. Религиозное угнетение женщин - один из самых больших недостатков монотеизма. Несмотря на то, что подобные взгляды противоречат основным принципам их веры, иудейские, христианские и мусульманские мужчины монополизировали божественные откровения и переделали их в соответствии со старыми патриархальными принципами.
читать дальше
Пророчица Девора (автор неизвестен)
(с)