Автор: PlaidAdder
Ссылка на оригинал: archiveofourown.org/works/856342/chapters/16392...
Перевод: Octubre
Вселенная: ST: TOS
Категория: джен
Жанр: аналитика
Рейтинг: PG-13
Глава 2: Чарли Х.
Саммари: первый из множества «эпизодов о всесильном ребёнке» оказался гораздо интереснее, чем я помнила – как ни странно, во многом благодаря недолго пробывшей в сериале, быстро забытой, никогда, на мой взгляд, не отличавшейся особой привлекательностью, но тем не менее неожиданно поразившей йомен Рэнд.
ЗВЕЗДНАЯ ДАТА: 24 мая, 2011
СЕРИЯ №2: «Чарли Х»
СЦЕНАРИЙ: Д. С. Фонтана, сюжет предложен Джином Родденберри
Вот что интересно. Во время первых просмотров этой серии в подростковом возрасте я всегда предполагала, что её темой было «любой подросток представляет собой сущий кошмар». Сейчас мне стало ясно, что на самом деле это эпизод о сексуальных домогательствах.
Хорошо, может быть, я слегка упрощаю. Тем не менее, «Чарли Х» становится гораздо интересней, когда понимаешь, что суть всей серии заключается во фразе, сказанной Кирком во время одной из бесед с Чарли: «С тобой не происходит ничего такого, что не происходило бы с каждым человеческим мужчиной, начиная с Адама». Проблема Чарли не в том, что он подросток, наделённый сверхспособностями. На самом деле движущей силой серии являются попытки Чарли решить тот же вопрос, который по-прежнему занимает всех присутствующих мужчин, включая Кирка и Джина Родденберри: как научиться взаимодействовать с женщинами не как исключительно с секс-объектами?
Сюжет: На по всей видимости необитаемой планете обнаружен живущий в одиночестве семнадцатилетний юноша, единственный выживший четырнадцать лет назад после крушения космического корабля. Он подобран кораблём «Антарес» и отправлен на «Энтерпрайз», который, как предполагается, доставит его в колонию, где живут его родственники. Как только он появляется, нам начинают намекать на присутствие у него сверхъестественных сил. Когда команда «Антареса» собирается предупредить о чём-то капитана Кирка, их корабль внезапно разлетается на куски; во время сеанса борьбы с Кирком в гимнастическом зале Чарли заставляет исчезнуть посмеявшегося над ним парня. Чарли продолжает запугивать команду, пока не захватывает корабль. Кирк, подозревая, что силы Чарли дошли до предела, пытается вывести его из себя, отвлечь, чтобы Маккой мог незаметно вколоть ему снотворное. Когда Кирк уже готов отправить его в нокаут, на зелёном светящемся корабле прилетают обитатели «родной» планеты Чарли. Гигантская полупрозрачная зелёная голова пожилого белого мужчины, очень похожая на Оза Великого и Ужасного, появляется на мостике «Энтерпрайза». Он объясняет, что Чарли дали способности, чтобы он мог выжить, и что теперь пора забрать его обратно. Чарли умоляет команду не отпускать его, обещая вести себя хорошо. Кирк предпринимает вялую попытку убедить фасиан (или фазиан? Впрочем, всё равно.) позволить ему остаться, но зелёная колыхающаяся голова говорит, что либо Чарли уничтожит их, либо им придётся уничтожить его. Судя по выражениям показанных крупным планом лиц окружающих, поражённо застывших в тишине, они согласны со словами светящейся зелёной головы. Чарли исчезает, фасиане вернули всё на свои места, Ухура и Рэнд плачут, пока Кирк успокаивает последнюю, говоря «Всё закончилось». Конец.
Я забыла многое из того, что здесь было, включая импровизированный, как я поняла, музыкальный номер Ухуры с аккомпанементом Спока на вулканской лире. В этот раз, однако, меня поразил тот факт, что весь сюжет движет одержимость Чарли йомен Рэнд. Он влюбляется в неё с первого взгляда и выражает это, шлёпнув её по заду. Она его отчитывает, хотя не может или не хочет сказать, за какой проступок. Вместо этого она просит его поговорить с Кирком или Маккоем, чтобы те объяснили, почему он сделал то, что сделал, и что в этом плохого. Кирк, однако, проявляет комичную неспособность объяснить, почему мужчины шлёпают женщин по заду и почему это неправильно. Лучшее, что он может выдавить из себя по первому вопросу, это «Нельзя так поступать с женщинами», а по второму – «Одно дело с мужчинами, с женщинами… с женщинами, это другое дело».
Позже в серии Фонтана и Родденберри попытаются несколько сгладить идею, которая раскрывается в этом разговоре: хотя Кирк и воплощает в сериале героическую мужественность, в плане понимания гендерного равенства он недалеко ушёл от Чарли. Кирк осознал, что шлёпать по заду женщин из экипажа неприемлемо, но он не может назвать причину этого, потому что не знаком с теорией, лежащей в основе правила. Именно это я имею в виду, когда говорю, что создатели Трека хотели показать равенство полов, но не понимали, как оно будет выглядеть.
Они определённо размышляли об отношении к женщинам на рабочем месте – в последующей сцене Рэнд разговаривает с Кирком о поведении Чарли и просит его вмешаться. Поначалу Кирк ведёт себя пренебрежительно, но меняет настрой, как только она объясняет, что если ей придётся справляться самой, это окажется болезненным для Чарли. Это приводит к очередной беседе о правильном поведении с женщинами, в которой Кирк с трогательной искренностью советует Чарли, что нужно «не торопиться», «быть осторожным», «не давить» и т. д. Только в середине этой речи он догадывается упомянуть, что нужно учитывать также и чувства женщины. Когда Кирк наконец открыто говорит, что Рэнд – одна из «миллионов вещей», которые Чарли не достанутся, и что он должен принять это и жить дальше, Чарли обвиняет его в том, что сам он не живёт по этим правилам. Кирк это отрицает, но, разумеется, по факту он был создан, чтобы воплощать в жизнь все те фантазии, что сводят Чарли с ума.
Представление Кирка о том, как помочь Чарли справляться с гормонами включает в себя обучение борьбе. Вместе с первым разговором про то, что женщин нельзя шлёпать никоим образом, эта сцена интересна как отражение ментальности мужчины шестидесятых, считающего, что сексуальность и агрессия исходят из единого источника и практически взаимозаменяемы, и удовлетворение одного желания погашает другое. Забавнее всего, что на самом деле Кирк учит Чарли трюкам, которые выучил Шатнер, чтобы имитировать на экране драку без вреда для себя. Я непременно обращу внимание на эти движения в будущих сценах драк, особенно на «перекат через плечо».
В любом случае, серия подходит к развязке, когда Чарли без разрешения приходит в каюту Рэнд, где та – разумеется! – сидит с распущенными волосами (насколько это вообще возможно с её причёской) и одетая в розовое шёлковое нечто – предположительно, ночную рубашку. Здесь подтекст делается более напряжённым, поскольку Рэнд защищается не только от домогательств, но и от угрозы изнасилования, неявно выраженной во вторжении в её личное пространство. Она просит его не входить без стука, он отвечает: «Не запирай дверь от меня, Дженис», она говорит: «Я буду запираться, когда пожелаю». Знает она о его способностях или нет, в любом случае, она напугана. Она тайком нажимает на кнопку интеркома, который транслирует их диалог на мостик. Кирк мчится в каюту Дженис, но не может остановить Чарли. Дженис наконец даёт Чарли пощёчину, и, разумеется, он тут же «отправляет её на кукурузное поле».
Кстати, о кукурузном поле. Этот эпизод явно вдохновлён выпущенной в 1961 году серией «Сумеречной зоны» под названием «Жизнь прекрасна», о маленьком городке, который держит в страхе мальчик с огромными сверхъестественными способностями*. Ему всего шесть лет, так что серия не превращается в аллегорию о мужской сексуальности… в отличие от «Чарли Х».
Серию так легко подвергнуть фрейдистскому толкованию, что даже слегка неловко делать это: маскулинность здесь разделена на неконтролируемое, стремящееся к смерти, движимое инстинктами ид, воплощённое в Чарли, и суперэго, представленное «сильной отцовской фигурой» Кирка. Как и всегда, тревожности суперэго не сравниться с мощными силами ид. Через персонажа Чарли Фонтана и Родденберри избавляют Кирка от последствий некоторых черт его собственного характера: он оказывается более мудрым, старшим, сдержанным, просвещённым и галантным мужественным мужчиной, в то время как Чарли воплощает те аспекты мужественности, исправить которые нельзя. Но в серии также показано, что различия между ними не так радикальны, как может показаться. У Кирка и Чарли больше общего, чем они признают, и Чарли всего лишь делает то, что делали бы и взрослые мужчины вокруг него, не будь они «цивилизованы». Возможно, поэтому Кирку не позволено взять происходящее под контроль – ему приходится рассчитывать на помощь своего рода супер-суперэго, лишённой тела и материи гигантской головы, олицетворяющей всю культурную и интеллектуальную власть маскулинности, но очистившейся от проблемного мужского тела с его желаниями.
Кстати, следует заметить, что в обеих сериях способность Спока быть «логичным» там, где человеку это недоступно, проявляется прежде всего в виде устойчивости перед сексуальным желанием. Может быть, поэтому Чарли с такой радостью мучает его (в том числе заставляя цитировать стихотворения «Тигр» Уильяма Блейка и «Ворон» Эдгара По).
Ну ладно. Следующая серия на очереди – «Куда не ступала нога человека».
* Всех, кто вызывает у него недовольство, мальчик отправляет на таинственное «кукурузное поле», откуда они не возвращаются. Основой серии послужил рассказ Джерома Биксби, участвовавшего и в создании «Звёздного пути». (примечание переводчицы)