Почему мы участвуем в патриархальном угнетении
____________
Ты когда-нибудь критиковала женщину за ее внешний вид? Мечтала выглядеть как модель из модного журнала? Сидела на диете? Делала болезненные процедуры ради "красоты"? Если ты женщина (да даже если и нет), ты скорее всего делал_а хотя бы что-то одно из перечисленного в какой-то момент своей жизни.
Делала ли ты эти вещи ПОСЛЕ того, как увлеклась феминизмом? Даже зная, что эти действия поддерживают сексистскую систему угнетения? Думаю, что ответ все еще положительный. Откуда я знаю? Потому что я сама делала эти вещи и после того, как стала называть себя феминисткой.
Да, все мы можем принимать участие в поддержании собственного угнетения. Не всегда мужчины несут ответственность за сексизм, иногда эту ответственность несем мы сами. Интернализованная мизогиния – это невольное усвоение женщинами сексистских посланий, властвующих в нашем обществе и в нашей культуре. Это значит, что мы сами имеем мизогинные убеждения, хотя и являемся женщинами. Процесс усвоения этих убеждений происходит без нашего осознанного участия, потому что сексизм – часть нашего мира, и мы учимся ему в процессе социализации точно так же, как и все остальные, невольно и без возможности осознать сам факт того, что это происходит.
читать дальшеСексистские убеждения не заложены в нас с рождения. Мы не появляемся на свет с мыслью, о том, что женщины ущербны. Именно через наблюдение, обучение и восприятие общественного устройства, мы приходим к тому, что начинаем разделять общепринятые установки и убеждения, включая сексистские и мизогинные.
Социализация – это часть становления личности, а это значит, что в ее процессе формируется наше представление о себе самих и о других людях, о мире вокруг нас и нашем месте в нем, усваиваются стереотипы, вырабатываются поведенческие паттерны. Именно поэтому люди с одинаковой идентичностью или люди, принадлежащие к одной культуре, часто имеют сходные личностные черты и демонстрируют сходные модели поведения. Так работает социализация. Ее цель – сформировать личность человека таким образом, чтобы она вписывалась в группу или культуру, к которой этот человек принадлежит. Главная цель социализации – обеспечение однородности общества.
Подумай о том, как по-разному в западном обществе сидят мужчины и женщины. Если сейчас ты не понимаешь, что я имею в виду, то просто оглядись, когда в следующий раз окажешься в метро, в очереди к врачу, в кафе или где-то еще. Скорее всего, ты заметишь, что мужчины чаще всего занимают много места на стуле или скамье, широко расставляя ноги, а женщины сидят со скрещенными ногами или просто со сведенными вместе коленями. Почему так происходит? Вряд ли это значит, что у женщин есть инстинкт держать ноги вместе, а у мужчин – раскидывать их в стороны как можно шире. На самом деле, это вопрос социализации.
Даже то, как мы сидим на стуле, связано с нашим гендером (как и почти все остальное, что мы делаем), и мы учимся этому, наблюдая за окружающими, а иногда нас учат целенаправленно. Наверняка ты помнишь фразы из детства вроде: "Разве девочки так сидят? Сядь ровно!"? Это и есть социализация.
Когда ты слышишь, как твоя мать с горечью говорит о том, что растолстела, или как твой дядя рассказывает сексистскую шутку, когда ты видишь по телевизору рекламу средств для похудения или слышишь, как соседка называет другую девушку "шлюхой", – эти вещи не проходят бесследно, как многим хотелось бы верить. На самом деле, наш мозг запоминает эти сообщения, встраивая их в нашу картину мира. И хотя кажется, что единичные случаи не могут серьезно повлиять на кого-либо, за нашу жизнь их накапливается столько, что этого вполне достаточно для воспитания нас в мизогинном духе.
Эти сообщения со временем становятся не только частью твоего образа мыслей и мировосприятия, они также влияют на то, как ты воспринимаешь саму себя. Именно так интернализованная мизогиния становится частью твоего мышления. И пока мы не очистим общество от сексистской заразы, интернализованная мизогиния никуда не денется.
Теперь, когда мы обсудили, откуда берется интернализованная мизогиния, пора поговорить о том, каким образом это все связано с феминизмом. Многие феминистки постоянно говорят о том, что феминизм означает свободу выбора. Аргумент заключается в том, что даже если женщина участвует в чем-то, что можно счесть поведением, поддерживающим патриархат и угнетение, если она сделала осознанный выбор участвовать в этом, то такой выбор является феминистским.
Скажем, ты собираешься выйти замуж и решаешь взять фамилию мужа. Если ты спросишь людей, является ли этот выбор "феминистским", они скорее всего ответят: "Ну, ты это сама решила, так что это вполне феминистично". Обычай брать фамилию мужа основывается на патриархальной традиции, в рамках которой женщины являются собственностью мужчин. И поскольку женщина буквальным образом становилась приложением к мужчине, она получала его фамилию. Но те времена прошли, да? Сейчас уже не обязательно менять фамилию. Это опционально, поэтому ты можешь выбрать, делать это или нет.
Но нам нужно обдумать вот какой вопрос: действительно ли такие вещи являются вопросом выбора? Или на самом деле они являются последствиями угнетения?
Конечно же, я могу выбрать не брить ноги. Нет ни одного закона, который бы обязывал меня ходить только с лысыми ногами, так что я могу принять это решение, не боясь столкнуться с юридическими последствиями. Но мне ПРИДЕТСЯ столкнуться с последствиями социальными. Скорее всего, на меня будут таращиться. Возможно, я буду ловить на себе осуждающие взгляды прохожих. Возможно, мои потенциальные романтические партнер_ки даже не захотят приближаться ко мне. Люди будут комментировать мою внешность в оскорбительном ключе. Мне даже могут отказать в работе или дружбе. Я могу подвергнуться харассменту. Так что бритье ног – это выбор, который я делаю не только по той причине, что нанесение микропорезов на мои ноги кажется мне веселым времяпрепровождением для летнего вечера. Я брею ноги в том числе из-за патриархального контроля женских тел. Я брею ноги, потому что отказ от этого означает риск стать изгоем, а согласие повышает шанс быть принятой обществом.
В принятии этого решения играет роль не только общество, но и моя интернализованная мизогиния и ставшее частью меня восприятие моего тела с точки зрения патриархального стандарта. Я брею ноги еще и потому, что мне нравится, как они выглядят после бритья. Когда я смотрю на волосы на своих ногах, я чувствую омерзение, чувствую себя грязной. Когда волос на моих ногах нет, то я кажусь себе гораздо более женственной. И это пример того, как работает моя собственная интернализованная мизогиния.
То же самое можно сказать о смене фамилии после свадьбы. От женщин больше не требуют этого, это всего лишь одна из необязательных традиций. Но отказ изменить фамилию после свадьбы тоже вызовет социальные последствия. Скорее всего, родственники и друзья будут постоянно спрашивать, почему я не хочу взять фамилию мужа. Вполне возможно, что меня будут воспринимать как плохую партнерку, а если я не стану отзываться на "Миссис ХХХ", то люди будут недоумевать и злиться. Возможно, я буду казаться плохой женой и самой себе из-за этого. И это опять она – интернализованная мизогиния!
Так что, нет, просто делать выбор – это не обязательно феминистский поступок. Но очень важен тут тот факт, что на самом деле для нас речь даже не идет о возможности настоящего, честного выбора. У женщин не так уж много возможностей сделать непатриархальный выбор, за которым не последует негативной реакции со стороны общества. И тут аргумент про феминистский выбор рушится: потому что в реальности речь чаще всего вообще не идет о свободе.
Поскольку не каждый выбор феминистичен и не каждый "выбор" на самом деле является выбором, тот факт, что ты позиционируешь себя как феминистку, не может застраховать тебя от того, что ты будешь делать вещи, которые противоречат философии феминизма.
Существует идея о том, что если ты феминистка, каждое твое действие становится признаком твоего феминизма. Но это совершенно не так. Феминизм – это не магическое зелье, которое заставляет нас перестать делать все, что идет против него. На самом деле, люди – сложные и многогранные существа, и феминизм не заполняет собой всю идентичность и самоощущение женщины. Феминистки постоянно делают антифеминистичные вещи. Но суть в том, что на самом деле это совершенно нормально и не является поводом для клеймения друг друга.
Нет ничего страшного в том, чтобы не всегда жить согласно принципам движения или в соответствии с представлением о том, какой должна быть феминистка. Это не делает тебя плохим человеком или плохой феминисткой. Почему? Потому что мы живем в анти-феминистском мире, который редко дает нам настоящую свободу выбора. Кроме того, феминизм старается разрушить стереотип о том, что женщины обязаны быть совершенными и соответствовать определенным идеалам. Потому что принуждение женщин соответствовать какому-то конкретному строгому идеалу – это как раз то, из-за чего появился феминизм.
Так что, да, скорее всего, каждая из нас периодически делает хотя бы какие-то не совсем феминистские вещи. Но это не значит, что из-за таких поступков мы теряем право называться феминистками.
Общество, в котором мы живем, не предоставляет альтернативы. Так что, в следующий раз, когда ты будешь спрашивать себя, отвечают ли твои действия идеалам феминизма, обязательно вспомни о том, что даже если и нет, то это все равно нормально и ты не должна винить себя. Ты не обязана постоянно разговаривать цитатами из белл хукс или ежесекундно контролировать, не делаешь ли ты чего-то, что поддерживает патриархат. Это попросту не может пойти тебе на пользу, потому что ежесекундный напряженный самоконтроль мало способствует душевному спокойствию.
Мир, в котором мы живем, настроен категорически против феминизма, так что вполне естественно, что в нашей повседневности мы встречаем не так уж много возможностей для выбора. "Играть по чужим правилам" – не значит быть нечестн_ой или недостой_ной человеком. Вина лежит на обществе, а не на тебе.
____________
Erin McKelle: On ‘Choice’ Feminism and Internalized Misogyny: Why We Participate in Patriarchal Oppression // EverydayFeminism.com
Источник
Оригинал
Феминизм, проблема выбора и интернализованная мизогиния:
Почему мы участвуем в патриархальном угнетении
____________
Ты когда-нибудь критиковала женщину за ее внешний вид? Мечтала выглядеть как модель из модного журнала? Сидела на диете? Делала болезненные процедуры ради "красоты"? Если ты женщина (да даже если и нет), ты скорее всего делал_а хотя бы что-то одно из перечисленного в какой-то момент своей жизни.
Делала ли ты эти вещи ПОСЛЕ того, как увлеклась феминизмом? Даже зная, что эти действия поддерживают сексистскую систему угнетения? Думаю, что ответ все еще положительный. Откуда я знаю? Потому что я сама делала эти вещи и после того, как стала называть себя феминисткой.
Да, все мы можем принимать участие в поддержании собственного угнетения. Не всегда мужчины несут ответственность за сексизм, иногда эту ответственность несем мы сами. Интернализованная мизогиния – это невольное усвоение женщинами сексистских посланий, властвующих в нашем обществе и в нашей культуре. Это значит, что мы сами имеем мизогинные убеждения, хотя и являемся женщинами. Процесс усвоения этих убеждений происходит без нашего осознанного участия, потому что сексизм – часть нашего мира, и мы учимся ему в процессе социализации точно так же, как и все остальные, невольно и без возможности осознать сам факт того, что это происходит.
читать дальше
Источник
Оригинал
____________
Ты когда-нибудь критиковала женщину за ее внешний вид? Мечтала выглядеть как модель из модного журнала? Сидела на диете? Делала болезненные процедуры ради "красоты"? Если ты женщина (да даже если и нет), ты скорее всего делал_а хотя бы что-то одно из перечисленного в какой-то момент своей жизни.
Делала ли ты эти вещи ПОСЛЕ того, как увлеклась феминизмом? Даже зная, что эти действия поддерживают сексистскую систему угнетения? Думаю, что ответ все еще положительный. Откуда я знаю? Потому что я сама делала эти вещи и после того, как стала называть себя феминисткой.
Да, все мы можем принимать участие в поддержании собственного угнетения. Не всегда мужчины несут ответственность за сексизм, иногда эту ответственность несем мы сами. Интернализованная мизогиния – это невольное усвоение женщинами сексистских посланий, властвующих в нашем обществе и в нашей культуре. Это значит, что мы сами имеем мизогинные убеждения, хотя и являемся женщинами. Процесс усвоения этих убеждений происходит без нашего осознанного участия, потому что сексизм – часть нашего мира, и мы учимся ему в процессе социализации точно так же, как и все остальные, невольно и без возможности осознать сам факт того, что это происходит.
читать дальше
Источник
Оригинал