В феминистском и околофеминистском пространстве много споров вызывает легитимность такого термина как "обратный сексизм", обозначающего "дискриминацию мужчин женщинами по признаку пола". В нашу бан-политику входит ограничение комментирования для всех, кто пытается защищать этот термин и подобные им, вроде "обратного расизма" или "гетерофобии", так как наше мнение по этому вопросу однозначно: мы считаем, что подобные термины лишены смысла, и, более того, вредны для феминистского движения. Почему мы поддерживаем именно эту точку зрения?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем разобраться в том, что вообще такое "сексизм", откуда взялось это слово и, в конце концов, почему он не может быть "обратным".
читать дальшеВот какое определение сексизма дает любимая всеми Википедия: "Сексизм – идеология и практика дискриминации людей по гендерному признаку".
Англоязычный словарь Мириам Вебстер согласен с ней: "Сексизм – несправедливое отношение к людям на основе их пола; предрассудки или дискриминация по признаку пола".
Подобным образом построено и определение расизма: "Расизм – совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру". (Википедия)
И действительно, если исходить из таких определений, то очень легко перейти к концепту "обратного сексизма/расизма", ведь пол/гендер, раса и т.д. являются признаками каждого человека, а следовательно, каждый человек может подвергнуться дискриминации по этим признакам.
Ошибочность подобных рассуждений заключается в том, что феминизм, гендерные исследования, антирасистское движение и социология в общем и целом занимаются в первую очередь изучением закономерностей, целых структур власти и социальных институтов, которые осуществляют и поддерживают угнетение определенной группы людей, а не отдельных, единичных случаев предрассудков и дискриминации. То есть, решающим вопросом тут является не "кто кого обидел?", а "кто обладает властью?" и "к каким последствиям для определенной социальной группы это приведет?".
Интересен тот факт, что впервые в печатном виде термин "сексизм" появился в 1968 году в журнале Vital Speeches of the Day, где была опубликована речь феминистки Кэролайн Бёрд под названием "Что значит родиться женщиной", и писала Бёрд именно о связи сексизма с властью: "Сексизм – это суждение о людях по их полу в тех случаях, когда пол на самом деле не важен. Сексизм – это аналог расизма. И сексизм, и расизм используются для того, чтобы удержать у власти тех, у кого есть власть". (Caroline Bird: On being born female, 1968)
Как пишет исследовательница Сара Миллз, термин "сексизм" был выработан феминистками второй волны, как "концепт, базирующийся на идее о том, что дискриминация женщин системна, и что сексизм создан теми, кто находится в позиции власти; сексизм встроен в общественные структуры и работает на благо мужчин". (Sara Mills: Third wave feminist linguistics and the analysis of sexism, 2003)
В связи с этим современные феминистки выводят следующее определение: «Сексизм – это дискриминация по признаку гендера, а также предрассудки, стереотипы и культурные элементы, поддерживающие эту дискриминацию. С учетом сложившейся ситуации неравного распределения власти, при котором мужчины как класс, привилегированы по отношению к женщинам, необходимо подчеркнуть, что термин "сексизм" подразумевает сочетание предубеждений и власти (prejudice + power). Таким образом, теряет смысл представление о том, что женщины могут проявлять сексизм по отношению к мужчинам, потому что у женщин отсутствует институциональная власть.» (finallyfeminism101)
По тому же принципу образованы и другие виды дискриминации: как сочетание предубеждений (предрассудков) и власти. Предубеждения могут быть направлены в обе стороны (как мужчины могут быть предубеждены по отношению к женщинам, так и наоборот), но власть может принадлежать только одной из сторон, и таким образом, у второй стороны нет возможностей, чтобы убедить значительную часть общества в том, что их предрассудки правдивы, и нанести этим серьезный ущерб кому-либо.
Откуда же взялись разговоры об "обратном сексизме/расизме"? Скорее всего, они возникли как попытка мужчин и/или белых людей защититься от "обвинений" в привилегированности.
Так, профессорка философии Пола Ротенберг в своем эссе об особенностях преподавания теории дискриминаций в условиях образовательных учреждений отмечает: «Студенты чувствуют себя достаточно комфортно, работая с пониманием сексизма и расизма как предрассудков, если определение позволяет им говорить о некоторых женщинах, проявляющих сексизм (то есть, демонстрирующих неприязнь к мужчинам и по возможности дискриминирующих их), и некоторых PoC[*], проявляющих расизм (то есть, демонстрирующих неприязнь к белым и по возможности дискриминирующих их). Мысль о том, что "все одинаково угнетены" успокаивает студентов. [...]
Однако когда определения сексизма и расизма расширяются и включают в себя отношения власти, студенты начинают воспринимать их как угрозу. Поскольку такие определения четко идентифицируют расизм/сексизм как совокупность взглядов, действий и структур, которые способствуют сохранению белых/мужских привилегий и подчиненного положения PoC/женщин, эти определения вызывают значительное сопротивление и агрессию.
Такая реакция обусловлена многими причинами. Сложность принятия определения для белых людей и всех мужчин заключается в необходимости вместе с тем принятия на себя ответственности за дискриминацию и за изменение ситуации. Особенно тяжело принять эту ответственность студентам из рабочего класса, которые не чувствуют себя привилегированными. Тяжело дается принятие этого определения и многим PoC, потому что оно ставит под вопрос их собственную веру в Американскую Мечту, страну равных возможностей, где всего можно добиться усердным трудом. Принятие такого определения означает, что им придется пересмотреть восприятие своей жизни.
Другим людям тяжело принять это определение, потому что их картина мира строится на убеждении, что расовые и гендерные стереотипы – это точное отображение естественных, реально существующих различий, наличие которых оправдывает неравные возможности и неравное положение людей в обществе. Ну и еще для кого-то это тяжело, потому что если не расовые привилегии, то гендерные роли совершенно точно являются важной частью идентичности человека, и пересмотрение этой идентичности может быть очень сложным и болезненным процессом.» (Paula Rothenberg: Integrating the Study of Race, Gender, and Class, 1988)
Важно понимать, что женщины, точно так же, как и все остальные люди, в процессе социализации усваивают сексистские предрассудки, и таким образом, вполне могут участвовать в поддержании сексистского угнетения. Разумеется, оно часто включает в себя трансляцию патриархальных стереотипов о мужской гендерной роли. Но подобные вещи не являются чем-то зеркальным по отношению к угнетению женщин, они тоже часть патриархального общества. Патриархальная власть поддерживается существующей системой с помощью идеала "мужественности", включающего в себя силу, грубость, лидерство, деньги и т. д. Если же мужчина не принимает этот идеал, то он становится вредным для системы, из-за чего и подвергается прессингу.
Принижение мужчин, не вписывающихся в рамки маскулинного эталона, – это всего лишь обратная сторона механизма по созданию негативного образа всего "женского". Это не "обратный сексизм озлобленных баб", это результат действий самих мужчин, веками строивших и укреплявших общественный порядок, в котором женщины – не люди, а существа второго сорта, а значит любое сходство с ними должно быть наказуемо.
Очень часто обвинения в обратном сексизме, фактически, являются жалобами мужчин на то, что у них отбирают привилегии. Сам факт того, что феминизм не занимается их проблемами, оскорбляет их, так как они привычно ожидают, что больше всего внимания, поддержки и ресурсов будет направлено именно на них. Так же часто "обратный сексизм" используется, чтобы увести дискуссию в другую сторону, размыть проблематику или заставить женщин замолчать. В ситуациях, где 99 вещей создают неудобства женщинам и одна вещь создает неудобства мужчинам, мужчины не стесняются громко жаловаться на "обратный сексизм", игнорируя тот факт, что их проблемы сравнительно малы.
Нужно ли говорить о проблемах, которые испытывают гендерно-неконформные мужчины в условиях патриархата? Безусловно. Должны ли заниматься такими вещами феминистки, тратя свои силы и время на тех, кто никогда не был особенно заинтересован в борьбе за женские права? Нет. Решайте свои проблемы самостоятельно, не пытаясь паразитировать на нас и наших достижениях.
_______
* PoC, WoC (англ. people/ person of color – досл. "человек/ люди цвета"; women/ woman of color – досл. "женщина/ женщины цвета") – англоязычное нерасистское обозначение и самонаименование представитель_ниц угнетенных рас и этничностей (в рамках идеологии белого превосходства). Мы используем эту аббревиатуру, потому что в русском языке пока не существует аналогичного нерасистского понятия." alt=изображение >(с)