С них и начну, с шорт. Что такое шорты? Короткие брюки. Настолько короткие, что видно ноги. Ноги это нормально, у большинства людей есть ноги, в том числе у женщин. Когда женщина надевает шорты, ноги остаются на виду. А чем женские ноги отличаются, скажем, от рук? Руки не являются мерилом женской красоты, а вот ноги - да. Женщины это знают, пользуются этим знанием, интуитивно или осознанно.
В силу культурных особенностей российского общества женщины с детства начинают воспринимать себя, своё тело, свои ноги в качестве объекта. Этот объект можно оценить как более или менее привлекательный для субъекта - мужчины. Критерии привлекательности задаёт микс из традиций, глянца, рекламы, кино. Плюс пара капель от мамы, бабушки, школьного учителя… Помню, у нас в школе был медико-педагогический курс, ведущая курса приторговывала дешёвой косметикой и, подсчитывая деньги за пудру, поучала: «Девочки, икры и бёдра - это ваша сексуальность!» У меня ни было ни того ни другого в должном объёме, я волновалась. Личный опыт общения с мужчинами не подтверждал версию об икрах и бёдрах как мериле сексуальности, но я всё равно волновалась. На всякий случай перестала носить юбки с шортами - уж если я не сексуальна, так пусть никто об этом не узнает. Или же я перестала носить юбки чуть раньше, когда прочитала в журнале, что идеальные ноги женщины, если поставить их вместе, должны сходиться в трёх местах, а у меня в одном не сошлись… В итоге юбки не носила до двадцати пяти, а шорты решилась надеть только в тридцать три. Всё это выглядит глупо и смешно с позиции взрослой женщины, то есть меня теперешней. Но сколько я встречала взрослых женщин, которые прячут свои ноги по причине их некрасивости: « у меня плохие ноги», «кривые», «толстые» и т.д. Иными словами - «я недостаточно совершенна как сексуальный (и визуальный) объект».
читать дальшеПривычка воспринимать себя как объект встраивается в картину мира женщины настолько глубоко, что становится чем-то естественным, не требует расшифровок и не допускает сомнений. Я росла в провинциальном городе в девяностые годы, когда мужчины в адидасах и пиджаках фактически закрепили за собой статус хозяев общественных мест. Женщина, идущая по улице, автоматически становилась предметом оценок, потенциальной собственностью. Она могла услышать вслед от «Эй, красотка, где-взяла-такие-ножки, поехали со мной» до «Ну ты и убоище, топай отсюда». Эти слова всегда говорит мужчина, обращаясь к женщине, и никогда наоборот. В городе N., как и во многих российских городах в то время, женщина была не женщина, а тёлка. Из примечательного у неё: лицо, жопа, сиськи, ноги. Женщина, котороя уже встречалась с мужчиной, становилась его тёлкой, иногда женой, что не исключало наличие других тёлок. Если мужчина - человек авторитетный, его женщина получала иммунитет от приставаний в общественных местах. Такая модель отношений была и, насколько я знаю, остаётся частью локальной культуры. То что называется неблагозвучным американским словом харассмент - только верхняя часть айсберга.
Во многих российских регионах харассмент является нормой. О приставаниях в кафе, на работе, на улицах женщины рассказывают с гордостью. Логика такая: если мужчина хватает меня за жопу, значит, я привлекательна. Если это делает высокоранговый самец на красивой машине и владелец автозаправки, к тому же, значит, я не просто привлекательна - я чертовски привлекательна!
Женщины города N. умели распорядиться своими достоинствами, показывали «товар лицом». При этом подойти к мужчине и прямо сказать: «Ты мне нравишься, давай займёмся сексом» - табу. Нарушившая его - шлюха. Уважающая себя женщина должна соблазнять, не выходя из роли объекта. Для этого у неё есть необходимый арсенал - помада, каблуки, декольте, мини-юбка. В консервативных семьях девочкам запрещают пользоваться всем этим, чтобы не выглядели «слишком вызывающе» - это тоже свидетельство в пользу объектного статуса женского тела, ему приписывается способность провоцировать мужчин на агрессивное завоевание: «Изнасиловали? - сама виновата, в такой-то юбке!» По неписаному протоколу, право выбора отдано мужчине: он подходит первым, знакомится, предлагает встретиться. Даже когда речь идёт о вступлении в брак - лучше, если первым эту тему поднимет мужчина. В голодные времена, а девяностые были такими, для многих девочек из малообеспеченных семей внешняя привлекательность была возможностью вкусно поесть и одеться не в обноски. Существовало выражение «удачно выйти замуж» - за обеспеченного человека. Мои родители исповедовали другие ценности, постоянно повторяли: «ты всего добьёшься своим умом», что казалось мне чудовищной несправедливостью.
На уровне сознательного выбора я не присоединялась к субъектно-объектной модели гендерных взаимодействий. Но всё же оглядывалась на общепринятые практики. К счастью, они не повлияли негативно на мои отношения с мужчинами, а вот отношения с собственным телом могли бы быть и получше. Уехав из города N. в двадцать лет, я продолжала верить, что красота и жизненные перспективы напрямую связаны. Свои перспективы я оценивала очень и очень скромно. Казалось, решение выношу не только я, а ещё какой-то невидимый оценщик, на чьё мнение я вынужненно ориентируюсь. Это сплав внутреннего - то есть моей особой чувствительности ко всему прилетающему от мира, и внешнего - того, что именно летает вокруг. Я не могу снизить чувствительность - это дар, если хотите, пусть и с кучей побочных эффектов, отчуждению он не подлежит. А вот внешняя среда может меняться, посылать разные сигналы, по-разному воздействовать на самоощущение. Например, когда появилась возможность выезжать из РФ в Европу и Америку, я стала расколдовываться на время. В путешествиях цензор мой резко скукоживается и либо замолкает совсем, либо переквалифицируется в рационально мыслящего советника.
Отдельный рассказ о том, с какими реакциями я сталкивалась, когда люди узнавали о моих сложностях с восприятием внешности и ношением юбок. Встречала мнения, что это личный «бзик», а все объяснения - попытки отмазаться от необходимой в таких случаях «работы над собой». Любимая фраза моих близких: «Надо быть поувереннее», - на словах это элементарно, как два пальца. Ещё из популярного: «Нет у тебя проблем, ты себе надумала» и «Да ладно, хватит комплексовать, у тебя отличная фигура!» Стоп: какая разница, какая у меня фигура и насколько она хороша! Мой вопрос к себе не про фигуру в чистом виде, не про соответствие каким-то параметрам красоты, а про то, с каким отношением к своему телу я подсознательно борюсь.
Кроме объективации женского тела, в российском обществе очень низкая терпимость к инаковости, в том числе внешней. Когда я училась на психфаке, преподаватель (по специальной психологии, кажется) обронила фразу: «Вот как-то я встретила девушку с протезом в шортах - ну это было чересчур!» Получается, если у тебя что-то не так устроено, как у других - ноги, например - лучше прячь, чтобы случайно не поставить кого-нибудь в неловкое положение. То-то не видно инвалидов на наших улицах, как будто нет их в России. Да, не развита инфраструктура для перемещения людей с особыми потребностями (и - да, с ограниченными возможностями, к сожалению, как бы неполиткорректно это ни звучало), но ещё нет готовности у людей принимать инаковость, даже просто сталкиваться с ней взглядом.
Я немного ушла в сторону, возвращаюсь к своим т.н. комплексам и встречным реакциям. Во всех реакциях есть крен в сторону индивидуальной ответственности: твоя проблема - тебе и решать её, а на общее зеркало пенять нечего, ведь это ты там кривую рожу видишь, другие не видят. Наверно, такая точка зрения имеет право на существование. Но до тех пор, пока я не восстановила контекст, в котором вызрела «моя проблема», избавиться от неё не получалось.
Окончательно расколдовалась этим летом. Символом избавления от многолетних чар стали шорты. Для покупки созрела ещё в прошлом году, правда надеть так и не рискнула, разве что пару раз на прогулку с собаками. А в этом году влезла в шорты без скрипа - в другие, ещё короче, в Стокгольме. Было невыносимо жарко, люди вокруг в шортах, прекрасные… Незаметно в моей голове произошёл переход от закостеневшего «шорты - это когда видно (мои неидеальные) ноги» к европейско-человеческому «шорты - удобная летняя одежда для всех». Это новое ощущение себя-в-шортах мне удалось довезти до Москвы и пересадить на местную почву - пока живёт, я довольна. Ноги вообще ни при чём, как они выглядят - не важно. Моё тело принадлежит мне, оно - не сексуальный объект (до тех пор, пока я сама так не решу), не мишень для обстрела, не товар на продажу, не выставочный экспонат. Я могу выбирать любую одежду, не опасаясь ранить чьи-то эстетические или ещё какие-нибудь чувства. Это не «позволение себе быть несовершенной», о котором пишут в правильных феминистских статьях, нет, - это другое, живое, кайфовое, лёгкое состояние, когда вообще не оцениваешь себя: ты просто есть.doggytalking.livejournal.com/39086.html(с)