Существует некий вакуумный эффект, который можно наблюдать, когда люди – в особенности, привилегированные люди (которыми в той или иной степени является большинство из нас) – получают информацию о множестве разнообразных видов угнетения, которые существуют в современном обществе. Чтобы внести ясность, сразу хочу отметить, что когда я говорю "привилегированный", я не имею в виду людей из высшего класса. Я имею в виду мужчин, белых, гетеросексуалов, цисгендеров, худых, людей без инвалидностей, а также людей, которые не обязательно богаты, но, по крайней мере, не имеют проблем с едой и крышей над головой. Это перечисление само по себе может заставить многих сразу же перестать читать этот текст. Я знаю по своему опыту, что напоминание о привилегиях не только вызывает у человека дискомфорт, но и зачастую кажется чем-то скучным или неважным.
Когда привилегированные люди сталкиваются с информацией о дискриминации и угнетении, их реакция обычно ужасно предсказуема. Люб_ая, кто хотя бы поверхностно был_а вовлечен_а в феминистский, антирасистский или квир-активизм, знаком_а с таким типичным и надоевшим: "Но ведь не все мы такие!" – не все мужчины насильники, не все белые состоят в Ку-клукс-клане, не все циссексуалы избивают квиров. Существует огромное количество литературы, посвященной разбору того, почему подобные высказывания оскорбительны и ведут к замалчиванию проблем угнетенных, и я не хочу снова писать об этом. Я хотела бы использовать это типичное возражение: "не все белые/гетеросексуалы/мужчины/люди без инвалидностей такие!", чтобы проиллюстрировать, насколько неприятна такая реакция в ответ на информацию об угнетении, особенно для угнетенных людей или их союзни_ц.
читать дальше
У меня есть важный пример, который я недавно наблюдала в университете. На первом семинаре, посвященном политике времен движения за гражданские права PoC (англ. people of color, "небелые люди", на русский язык не существует прямого нерасистского перевода – прим. CYP), вспыхнул спор между белым студентом и темнокожим профессором. Профессор, давно занимающийся вопросом гражданских прав PoC и исследовавший расовую политику в нашем небольшом городке, сделал довольно резкое заявление, что одна из самых крупных и уважаемых школ в нашем регионе является расистским учреждением. Студент, выпускник этой школы, незамедлительно выразил протест. Он начал перечислять каких-то конкретных преподавателей и конкретные программы, о которых профессор, естественно, знал. Этот спор продолжался на каждом последующем семинаре, студент продолжал проявлять неуважение к профессору и каждый раз оглашал новую информацию, которую он собрал вне занятий, чтобы опровергнуть точку зрения профессора.
Было очень тревожно наблюдать за этой ситуацией в моем обычно вежливом и на 96% белом гуманитарном университете, и она заставила меня задаться сложным вопросом (которым также задаются многие люди вокруг меня): почему люди начинают так отчаянно защищаться, когда им намекают на их предвзятость? Что такого в предположении, что мы получаем выгоду от систем неравенства, что это заставляет многих людей (в особенности мужчин и белых) яростно спорить, утверждая, что "они не такие"?
В попытках ответить на этот вопрос, я решила рассмотреть в качестве примера себя и других "благожелательных" белых, которых я знаю. Многие из нас считают себя либералами или даже радикальными либералами. У нас у всех есть или были друзья из PoC. Большинство из нас, скорее всего, голосовало за Обаму, и многие из нас очень любят рэп и хип-хоп. Всем нам, включая меня в прошлом, утверждение о том, что мы можем быть расистами и что мы совершенно точно получаем выгоду от наших белых привилегий, в худшем случае кажется оскорбительным, в лучшем – абсурдным (см. бесконечное нытье на тему: "да я вообще не обращаю внимания на расу человека" или мой уже заезженный фаворит: "я не так_ая").
Естественно, я не могу говорить от лица всех белых (небольшое напоминание: никто не может говорить от лица целой группы людей, даже несмотря на бесконечные требования этого со стороны оппонентов), но, по моему опыту, причина защитной реакции привилегированных людей (в данном случае, меня самой) заключается в чувстве изоляции, отчуждения и раскола, которые возникают во время дискуссий о расе, гендере и т.д., особенно когда привилегированный класс обвиняется в участии в поддержании иерархической системы. Именно в этот момент, когда появляется чувство изоляции, чувство, которое, как мне кажется, часто является выражением несоответствия ("Но как я могу быть расистом, если у меня есть друзья PoC/ я голосовал за Обаму/ я люблю рэп /...?"), большинство просто перестает слышать любые аргументы. Да, это неприятно – быть обвиненным в расизме только на основании того, что ты просто родился белым, или быть обвиненным в сексизме только потому, что ты цис-мужчина. Множество мужчин и белых в итоге просто решают отбросить эти мысли. Но, я думаю, что именно в этот момент – момент дискомфорта и изоляции – привилегированные люди могут узнать больше всего об угнетении.
Одна из самых коварных особенностей привилегий, в особенности, белой привилегии, – это тот факт, что белые люди зачастую просто не в курсе ее существования. Процесс признания, что группа людей, к которой ты относишься, является угнетателями, и что ты сам являешься членом угнетающего класса, – очень сложен для тех, кто всю жизнь верил_а в то, что он_а проповедует равенство или как минимум не является сексист_кой/расист_кой/гомофоб_кой и т.д. Процесс переосмысления требует колоссальных усилий. Именно дискомфорт привилегированных мешает им начать делать что-то для борьбы с угнетением других.
Я могу целый день рассказывать, как сложно мне было признать мои белые привилегии, сколько обиды, гнева и чувства бессилия это вызвало у меня, но суть заключается в том, что эти мои проблемы – ничто по сравнению с масштабом угнетения, с которым PoC сталкиваются ежедневно.
В итоге, момент дискомфорта и изоляции является ключевым на пути к становлению союзни_цей, потому что в этот момент, осознанно или нет, привилегированный человек признает, что вся его жизнь основана на системе неравенства, которая неизбежна и несправедлива. И именно в этот момент большинство "либералов" закрывают свой разум для расовой, гендерной или квир-теорий. Потому что посмотреть на себя и сказать: "Да, я получаю выгоду от институционализованного расизма, сексизма, гомофобии, трансфобии и дискриминации людей с инвалидностью," – оказывается слишком сложным шагом для них.
Мы должны напоминать себе, что как бы неприятно и болезненно ни было для нас признание того, что мы поддерживаем угнетение просто собственным существованием, это все же гораздо легче, чем испытывать угнетение. Отрицая тот факт, что мы все являемся частью этой системы, мы поддерживаем ее работу. Так что людям, которые оскорблены или расстроены предложением подумать о своих привилегиях, я хочу сказать в конечном счете одну вещь: завязывайте с этим, черт возьми.
_____________Noor Al-Sibai: Privilege Discomfort: Why You Need to Get the Fuck Over It // feminspire.com
Прим. CYP: данный пост является прямым переводом, так что мы просим читательни_ц помнить, что речь идет в большей степени об американских реалиях, и нам следует учитывать так же распространенность националистских и ксенофобных идей на территории СНГ.
взято у Check your privilege
vk.com/wall-56933336_54810